Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

«...Мы репетировали кульминационную сцену Жадова и Поли­ны в комнате довольно успешно. Потом перешли на сцену, и акте­ры ее сыграли. Я сижу в ужасе, смотрю: полная мура, деревян-ность, какая-то ахинея. К тому же вялый, путаный, полуэтюдный текст. Какие я меры принял? Еще раз быстро сделал анализ и ска­зал, что ничего страшного не произошло, что, мол, все дело в том, что мы давно не репетировали. И что, конечно, пространство пока у пас неопределенное, декораций еще нет, хотя мы и перешли на сцену, а это непросто и т. д. В общем, смягчил. И не показывал виду, что все это ужасно, а взял и просто тщательно разучил с ними слова первого кусочка. Да, мы разучили слова. Теперь, гово­рю, сыграйте. И далее делал так с каждым кусочком. И вот талант­ливость актера, в конце концов, взяла свое. Мы вернулись к живо­му — это был очень важный процесс: получилось соединение некоторого разучивания с прошлой этюдностью. По ходу дела при­шлось заниматься и «чистой технологией»: соединять фразы, сни­мать лишние ударения и т. и. В общем, опять-таки некий неплохой симбиоз этюдности и технологической придирчивости.»

...Сцепа Юсов — Белогубов. Брать через этюдность...

Злая запись: «Комнатные разговоры ничего не значат, особенно с ленивыми, непрофессиональными, плохими актерами. Выходишь с ними на сцену и оказываешься голым».

А вот добрая запись: «Положительное ощущение: удалось раска­чать Ф., удалось также фактически пройти по сквозному действию Юсова — А.».

...Все-таки жаль, что не знаю волшебных слов, например, того же «действия» или еще чего-то петушиного... Вот бы сразу репети­ровать па сцепе без всяких этих комнатных подготовительных ре­петиций.

...Что значит обученпость актера и его профессиональность? Ви­димо, умение актера готовиться к репетициям.

«У Ф. все как в прорву, дырявое решето... Никакой воли запом­нить, сделать своим, офантазировать».

«Думаю, о том, как Эфрос сделал бы сцену «Жадов - Белогу­бов». Наверное, до момента, когда Белогубов сует ему деньги, они бы играли совсем спокойно, а йотом — нерв, взрыв...»

...Чувство бездарности... Но напоминаю себе одну из главных за­поведей 3. Я. Корогодского: биться до последнего, до самого по­следнего момента работы.

...На одной из последних репетиций. «Хорошо, что у меня оста­ется внимание к людям, к персонажам, к тому, что с ними происхо­дит».