Театр и педагогика

не в бедности только, а в том, что из-за его так называемой идейно­сти нет радости жизни. И я очень был доволен, что такие результа­ты принесла проба, потому что рациональные варианты разбора были посрамлены. Хотя, «хваля» себя, я и другое подумал: «Мо­жет, я в чем-то и неправ? Может быть, я таким образом размазы­ваю упругий сюжет?» Во всяком случае, я решил тогда «давить» на Веру Р. в найденном направлении и делать из нее этакую беспри­данницу. А вот из Ларисы С, из второй исполнительницы, если бу­дет время, — думал я тогда, — буду делать дурочку, дуру на полную катушку.

Дальше была целая серия индивидуальных встреч. Сейчас я бы не взялся утверждать со всей определенностью, что они были сто­процентно полезными. Но тогда казалось, что они полезны. Тем бо­лее, что с этим связана одна из последующих записей: «Поразите­льно, как в театре предварительные слова, действительно, «почти ничего не значат» (это мысль А.В. Эфроса). Как умно я разбирал с Алешей Ф. встречу с Полиной, в том числе его маленький монолог «Мне смеяться над вами». А вышел Ф. на площадку и стал баналь­но играть жениха. Правда, мы тут же наладили это место, и тогда возникли в сцене три внятных куска, а также действенность: испы­тание правдой. Жадов невольно испытывает Полину. Она же не ис­пугалась этой жадовской проверки и в итоге, наоборот, у них воз­никла удесятеренная любовь».

И снова непростая проблема отношений с актерами. Конфликт с актером, с исполнителем роли Мыкина. Репетировалась сцена «Мыкин — Жадов». Владимир Г. настырно упирался глазами в Жадова («общение»), впивался в него, а сам в это время терял внутренние виденья. Я возражал. Он упрямился, говорил, что ему надо зацепиться за партнера.

Я: Не надо за партнера, надо за воображение цепляться, просто рассказать про себя.

Он: Какая задача? Какое действие?

Я: Никакая.

Он: Меня так учили, двадцать лет так работаю (зло). Возьмите другого артиста.

Я: Пожалуйста.

Он уходит...

А еще до этого он просил дать ему попробовать так, как он счи­тает нужным, а я же не хотел этой «пробы», так как видел в его на­мерениях только напряжение и штампы. В общем, разыгрался ба­нальный театральный скандал. Я решил не избегать конфликта, думал, пусть лучше сейчас это случится, чем потом. Но прав ли я