Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

Теперь о педагогических опытах в работе над спектаклем «До­ходное место» в Самарской драме (премьера состоялась в начале февраля 2002 года). Это был случай очень показательный во мно­гих отношениях. Во-первых, потому что период работы в Самаре совпал как раз с самыми интенсивными методическими поисками в нашей мастерской. Во-вторых, «Доходным местом» я уже занимал­ся раньше в Новосибирске. Композиция уже была отработана, ре­шение художника осталось прежним, музыка — тоже. Так что я мог, как говорят, позволить себе роскошь спокойно заниматься ак­терами, не нервничая по поводу чисто режиссерских проблем. В этом смысле в Самаре сложились почти идеальные условия для педагогических поисков.

Приведу записи из режиссерского дневника. Они касаются не только использования этюдного метода работы, но и других проб­лем.

...Этюдиость должна быть: настоящая, разнообразная, утончен­ная, но по возможности, скрытая. Называть: «проба», а не «этюд», чтобы не раздражать актеров терминами, особенно теми термина­ми, которые как бы подчеркивают, что актерам преподносится что-то такое, чего они не знали, что их, мол, учат...

...Нужны этюды на: 1) звучание голосов; 2) соотношение акте­ров; 3) этюды на дуэты: «Жадов — Полина», «Жадов — Белогу-бов», «Полина — Юленька» и т. д.

...Готовлюсь к первой беседе с актерами. Хочу начать с извине­ния за то, что я не знаю труппу и попрошу их помочь ее узнать. «Извините меня, — скажу, — за то, что будет сперва пробный пери­од». Это, конечно, в некоторой степени дипломатическая уловка. Она скрывает истинную цель. Правда, изучение труппы тоже прак­тически всегда входит в цели этюдного метода. Но суть не только в этом. Этюдный метод — это способ, которым ты работаешь даже в труппе, которую хорошо знаешь. Ну, а в широком смысле слова этюдный метод — это всегда ход в незнаемое, в неведомую сторону. Этюдный метод силен но сути своей, силен в том смысле, что он всегда подразумевает какое-то открытие. Открытие даже в актере, которого будто бы хорошо знаешь, а фактически ведь ты даже са­мого знакомого тебе актера глубинно не знаешь. На самом деле, ведь и самый опытный артист сам себя не знает. Метод дает актеру возможность идти в непознанные участки своей собственной души, своего собственного творческого организма. И всегда подразумева­ет честное признание себе в том, что много есть такого, что «нашей философии не снилось».