Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

6. Его настроение меняется, он зол на нее, на себя, он даже взбе­шен — элементарно не смог познакомиться с женщиной. Но все же виновата, считает он, — именно она, тупая, прямолинейная, решила, будто ему и вправду нужен этот дурацкий ледник. Он злоб­но звонит ей еще раз, злобно молчит, а потом грубит и бросает трубку.

7. Однако она уже вступила в игру: она узнает у подруги его те­лефон, звонит сама... Теперь уже она настраивается на особый, как ей кажется, удачный, кокетливый тон, но ему теперь подавай про­стоту и естественность. Не вышло... Она прерывает разговор.

8. Но уже завязалось. Он звонит ей и искренне, подчеркнуто иск­ренне предлагает вместе пообедать и пойти в театр. Она, чуть потянув, соглашается...

Перечитал. Коряво, и все не так человечно, как у автора.

...Полезно сравнивать себя с А. В. Эфросом... Кстати, нечто по­хожее на Эфроса в смысле режиссерской детализации во время подготовки к спектаклю делал, как помнится, и Марк Захаров: он писал режиссерские сценарии каждой сцены. Педагогика педагоги­кой, но готовиться к репетициям надо очень тщательно. Утвержде­ние, что, мол, все основное делается режиссером на репетиции, — ведь полемическое, а я в это от долгого собственного повторения сам поверил. Какая чепуха! Вот они издержки этюдного метода.

...А какое все-таки внутреннее действие у Гитель в первом акте? Постигать нового знакомого? Постигать нового мужчину? Увлечь его скорее в постель? Избегать любви? Искать любовь? Помогать человеку?

...30 марта. Успеть дойти до конца пьесы, но не головой, а чувст­венно. Актеры должны получить зарядку телу, впрочем, и слова они должны учить. Это даст им уверенность. Но пусть им дает уве­ренность и реальная физическая жизнь.

...Ура этюдному методу! Его победа! Я предложил актерам сыг­рать сцену неподробио, почти тезисно, но, не заглядывая в тетрад­ки. Сыграли убогонько, куце, сокращенно, и все же получился жи­вой кусочек. Взволновали даже своей беспомощностью. И после этого сели читать текст очень жадно, а потом естественно сами вы­шли на живую пробу, на пробу кульминации, сами стали на ноги и, Саша (новый исполнитель Джерри) сказал, что ему нравится рабо­тать этюдным методом. Лена стала читать по тетрадке, а я подошел и отобрал у нее тетрадку. Буквально осуществил один из главных принципов этюдного метода — отнять текст. И стало интересно. И на следующей репетиции тоже сработал этюдный метод, срабо­тал сильно...