Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

...«Мать» и практика Н. В. Демидова. Добиться свободное™, просить, чтоб отдавались чувству и воображению».

Я настраивал себя тогда на то, чтобы «демидовское» обязатель­но присутствовало в методике работы: «Н. В. Демидов все время пишет о том, что актер должен себя пускать, а на что пускать. Я ду­маю: «На чувство и воображение» Впрочем, наверное, и на физиче­скую жизнь, и на действие тоже актер должен себя пускать. Нужны еще этюды. Попробовать опять «обмануть», как в Новосибирске, мол, в спектакле будут такие дополнительные сцены, а на самом деле делать этюды для того, чтобы они заполнили белые пятна во­ображения. Не жалеть на это времени, не скатываться преждевре­менно к постановке». Из осенних репетиций.

М. хороша, спокойна. Постепенно заполняется (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить) воображение. Прошу не торопиться на стыках кусков...

Октябрь. «...После первых пяти сценических репетиций ощуще­ние тупика, бездарности. Впрочем, нормальное. Это часто бывает в момент выхода на сцену. Начало нормальных творческих трудно­стей... Лариса должна вырваться из-под рациональности...

...Если хочешь режиссерских пространственных ощущений, то приходится терпеть, что актеры ходят с тетрадками в руках. Это неприятно. Какая уж тут этюдность!..

...Придирался к М. слишком мелочно. Надо ставить высокие требования, но так, чтобы актрисе была понятна перспектива.

...На прошлой репетиции была какая-то верная легкость, не было моих преждевременных требований результата. Вовремя от­стал от актера И.: что может, то может. И сразу получил эффект его обаяния... Еще Дима Г. задал прямой вопрос: «Когда будут фиксироваться мизансцены?» Но и я тоже честно ответил: «Когда отыщутся наилучшие»...

...Суетливо! Было примитивное разучивание, какая там этюд­ность! Тороплюсь самым пошлым образом, самым провинциаль­ным образом ставлю. А что делать? Время уходит.

...Провальность этапа! Злость М. Причины? Я виноват сам! Пе­ремудрил в аитидейственной пропаганде. Не надо этого, надо упо­треблять «действие», как минимум, из дипломатии, по и по сущест­ву, надо периодически садиться за событийно-действенный ряд. Надо сознаться, что не хватает действенного разбора. ...Давать большую степень свободы актерам...» Следующая репетиция была приличная. Сцена «Мать и Кор-нель». Я Ларисе пересказываю сцену, она не принимает, предлагает «действенное» решение (по-моему, примитивное).