Вениамин Филыитинский. Открытая педагогика

— Это трудно, но это хорошо, это идеально. Я считаю, что хоро­шо бы, чтобы русский студент прошел через Чехова, Шекспира, Островского, современную пьесу, спектакль речевой и спектакль танцевальный и спектакль из наблюдений. Это семь главных на­правлений для меня.

Что бы вы рекомендовали читать театральному педагогу?

— Книжки, которые вам могут помочь: Константин Сергеевич Станиславский, «Работа актера над ролью» — четвертый том пол­ного собрания сочинений. Я считаю, что из собрания сочинений Станиславского самое наиболее существенное — четвертый том; Николай Демидов «Искусство жить на сцене»; хорошая книга Георгия Кристи — «Воспитание актера школы Станиславского». Очень полезны книги Марии Кнебель, например, «Поэзия педаго­гики». Обратите внимание: Кнебель говорит, что наш с вами труд - поэтический. Другие книги Кнебель: «О действенном ана­лизе пьесы и роли» и «Школа режиссуры Немировича-Данченко». О книгах Эфроса я вам уже говорил. Правда, я не знаю, какие из этих книг переведены на другие языки.

Всего вам самого доброго!

РЕПЛИКИ

Еще о «наблюдениях»... Разумеется, важна сама привычка наблюдать. Я имею в виду актерскую наблюдательность. Но все же хочется проникнуть в суть методического понятия «наблюдение». Тут опять же две части, два эта­па. Во-первых, наблюдение как процесс, само запоминание увиденного че­ловека, само «записывание», само «фотографирование», само откладыва­ние впечатлений в «актерскую копилку». Сюда же присоединяется первоначальная догадка, а именно, первое предположение: а куда этот че­ловек идет, а что его ожидает дома, а кто он по профессии и т. п. Во-вто­рых, и, это совсем другое дело, — «наблюдение-этюд», то есть сцениче­ский показ, сценический выплеск. Это уже глубоко своеобразный, самостоятельный (а вовсе не отражательный) творческий процесс. Тут сое­диняется и смешивается ряд линий, ряд методик. К наблюдаемому перво­источнику (+ первоначальная догадка) как бы примыкает методика Михаила Чехова (его вопросы к образу с поджиданием ответов)1. Здесь может также пригодиться репетиционный прием Н. П. Хмелева в виде самоуговарива­ния. (Например, «Я — бомж, которого я видел на улице... Я — бомж... Я — бомж...») Сюда же примыкают свобода и непроизвольность в духе Н. В. Де­мидова и разбуживание спонтанного воображения «навязанным ритмом» Ларисы Грачевой2... В итоге «наблюдение-этюд» может стать замечатель­ным созданием и даже ролью — ролью высшего типа, то есть той, которая рождена жизнью...

В словарях иногда рядом с некоторыми словами появляется в скоб­ках — «уст.», т. е. устаревшее. Вот и некоторые наши задания, кажется, устарели. Например, известное «Молча вдвоем». Молчать вдвоем — это ведь какая-то очень редкая жизненная ситуация. Не часто бывает, когда два человека долго пребывают вместе, не проронив при этом ни одного звука. Замечено уже, что на первом курсе любой сконструированный сюжет оборачивается насилием, а уж искусственно вдвоем молчать — это тем бо­лее нарочито. Вместо этого мы предлагаем потратить больше времени на задание «Работа вдвоем»: пилить дрова, вытряхивать ковер, передвигать

1 Чехов М. А. Об искусстве актера // Литературное наследие. В 2-х т. Т. 2. — М„ 1986.

2 Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: Искусство властвовать собой. Само­индукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследование. — СПб., 2004.