Вениамин фильштинский. Открытая педагогика

Все находящиеся здесь, наверное, ищут самые лучшие методы, чтобы помочь своим студентам найти себя и суметь реализовать­ся. Вы представили очень хороший и интересный метод. Это была счастливая встреча, и я благодарю вас за то, что вы научили нас. Мы постараемся сделать в своей школе то, что мы поняли.

— Я буду гордиться вашими успехами...

Я признаюсь, что беру ваш метод на вооружение. Из каждого метода я беру что-то, не довольствуясь чем-то одним. Каждый студент это индивидуальность. Существует опасность одного метода, опасность, что три из десяти студентов не могут рабо­тать по определенному методу. Они могут быть очень талантли­вы, но теряются, работая по методу, который им предлагают. Для тех, кто остается, другая опасность. Они становятся зависи­мыми от метода, от стиля, к которому принадлежит режиссер. Я не уверен, что метод, который я использую как педагог, самый лучший. Тебя судят в зависимости от результатов твоих студен­тов. То, что показывали ваши студенты в прошлом году, доказыва­ет: метод, которым работаете вы, это просто великолепно*. Правильно ли я понял, что надо относиться к каждому студенту как к индивидуальности, работать с каждым в отдельности, или я должен использовать общий метод?

-Учитывать в работе индивидуальность студента — самое главное. Для одного может оказаться важнее «триада», для друго­го «наблюдения», третьего нужно ругать, четвертого нужно боль­ше хвалить, от пятого нужно требовать, чтобы он завтра показал еще один отрывок, послезавтра еще два, от шестого нужно терпе­ливо ждать прорыва в будущем и обращаться с ним осторожно... Если педагог не чувствует индивидуальности студента, ему не по­может никакая методика. Но каждый педагог действует исходя и из собственной индивидуальности. Скажем, в Бухарестском уни­верситете. Я чувствую, что Ион Кожар — это одна индивидуаль­ность, Флорин Земфиреску — другая, Адриана Попович — тре­тья... Индивидуальность Земфиреску оставляет отпечаток на его студентах, у Адрианы Попович совсем другие студенты. И я не утверждаю, что я всегда прав. Я вовсе не говорю: учите так! Если вам из моих лекций пригодится хотя бы что-то одно, буду рад и буду считать, что принес пользу. Я поделился своим опытом. Мы все хотим, чтобы у нас получались живые артисты. Когда я вижу педагогику, в результате которой получаются холодные, мертвые,

За год до этого семинара я приезжал в Синаю с группой студентов нашей мастерской.