Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

бросьте вы, что тут трудного?» А если слишком расслабленны, я их немного напрягаю. Иногда нужно настроить на общение. Бывает, что они перед снектаклем поссорились, потому что перенервнича­ли. Тогда я тайно, шутя, начинаю их мирить. Посмеются, атмосфе­ра наладится — поехали!

После этого в последние пять минут перед спектаклем студенты должны помолчать, успокоиться, чуть-чуть отдохнуть.

Когда они приходят в театр, они делают какие-то пробы?

Режиссеры ходят к нам и смотрят дипломные работы. Хотя бывает, что режиссер не приходил на спектакли, но заинтересо­ван — тогда артист показывает ему какие-то отрывки.

У нас есть курсы, которые выпускают только два спектакля, не­которые — три, четыре. Мы выпускаем обычно шесть-семь спектак­лей. По окончании учебы почти всех берут на работу в какой-то те­атр: наши выпускники очень ценятся.

Ну, вот... можно разойтись по разным театрам. Однако в тече­ние многих лет своей практики я убедился, что это плохо. Плохо им расходиться по разным театрам. Во-первых, потому, что жалко: хорошие спектакли, которые могли бы еще идти, не доигрываются, пропадают. Но самое плохое, что попадают в театры еще неокреп­шие артисты. Они могут попасть в плохой театр или в тот, который исповедует другие принципы, и тогда то, что мы закладывали в этого артиста, может пропасть. Может испортиться вкус. Скажем, мы их учили, чтобы они были живыми. А они попадают в театр, в котором принято кривляться или декламировать, или играть неес­тественно, или без души. И я пришел к выводу, что хорошо, когда они еще год или два продолжают работать вместе. Было бы прави­льно, если бы из каждого курса получался театр — небольшой мо­лодой театр.

Это практически нереально по многим причинам: финансовым, организационным и прочим. Кроме того, возникает проблема твор­ческая: кто будет руководить этим театром? Возможно, что ка­кое-то время им будет руководить сам педагог, но это не так про­сто. В общем, это очень проблематично.

Интересна судьба наших последних трех выпусков. У первого судьба сложилась очень хорошо. На параллельном курсе — на ре­жиссерском — учился молодой человек, с которым наши ребята дружили, он их подхватил — не всех, правда, основную группу, — и создал прекрасный театр «Фарсы». Повезло! Во втором слу­чае — сначала я сам организовал театр, который просуществовал недолго — всего один год. В этом театре появился другой молодой