Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

института на осветителя, радиста, помрежа нет, все это, конечно, делают сами студенты. Часто они сами делают костюмы, декора­ции, и это не только трудно, но и полезно. У них укрепляется чув­ство, что спектакль — это общее детище, куда вкладывается мно­го-много своих сил.

Когда репетируются спектакли, то к этому процессу, естествен­но, подключаются педагог по речи, который следит, как слышны, как звучат студенты; педагог по танцу — он подсказывает, как танцевать, следит за тем, как люди двигаются; педагог но вокалу (в спектакле бывают песни); педагог по акробатике и так далее.

В течение двух лет они работают над одними и теми же от­рывками или берут другие?

У каждого по нескольку отрывков. Какие-то продолжаются, какие-то отбрасываются. Иногда выясняется, что отрывок выбран неточно для данной индивидуальности.

Начиная с третьего года у вас делается много показов на зри­теле?

Желательно, чтобы каждый спектакль был сыгран наиболь­шее количество раз. На предыдущем курсе было шесть спектаклей, мы сыграли их около ста раз, мы были на гастролях, три раза в Финляндии, два раза в Москве, еще раз в Калининграде '. Надо иг­рать почаще, ведь это опыт, опыт общения со зрителем. Бывает, что первый спектакль выпускается только в конце третьего курса, а бы­вает — на втором. Но опыт публичных выступлений начинается с первого курса. На зачет все приходят, как в театр. Этого не избе­жать, дверь закрыть нельзя, весь институт приходит и смотрит.

Во время учебы студенты могут где-то работать парал­лельно ?

На первых двух курсах не разрешается. Начиная с третьего курса, отпускаю, скрепя сердце. Особенно тяжело удержать от кино. Приходят кинематографисты, начинают умолять, просить, го­ворить, что всего три съемочных дня (потом оказывается, что их тридцать)... Идеально было бы четыре года студентов никуда не от­пускать. Но, с другой стороны... У меня учился финн. На третьем курсе я его отпустил сниматься в кино — «Особенности национа­льной охоты» — получилось хорошо.

...Спектакль является не только результатом обучения, но и средством обучения. На спектакле студенты учатся многому. Прежде всего — как артист должен общаться со зрителем. Очень

Сейчас мы выпустили курс, на котором было поставлено одиннадцать спек­таклей (в том числе четыре моноспектакля). А сыграли мы их сто девяносто шесть раз.