Этапы обучения

целый семинар. Теперь уже они делают отрывки, нащупав стиль, и у них получается. Вернее, они теперь все знают, и если у них не по­лучается, то просто потому, что не получается... В театре бывает так. Это уже не относится к теме «Стратегия обучения». Это, так сказать, законные муки творчества.

Когда они изучают стиль автора, это соединяется с танцем, с этикетом?

Конечно. Все эти два года продолжаются и танец, и речь, и вокал, и хор, и акробатика — все предметы. Педагоги внимательно следят за тем, что происходит на уроках актерского мастерства. И все, что мы делаем на мастерстве, находит у них отклик.

— Продолжаются ли отдельные уроки импровизации?

А зачем? Все, что мы делаем на актерском мастерстве — это импровизация. Все этюды — импровизация.

У нас импровизация и мастерство — это разные предметы.

Как же это может быть? Здесь я видел на work-shope один по­каз но Шекспиру. Педагог перед началом показа очень много гово­рил об импровизации, а когда студенты стали показывать, там не было даже тени импровизационной игры. Все было выучено так, что от зубов отскакивало! И такое впечатление, что если бы они показывали еще раз, было бы то же самое. Если бы они показали пять раз, было бы то же. Будто снято на кинопленку. Я видел, что все выучено наизусть, и никакого момента импровизации нет. Так что, не может быть отдельно мастерство, отдельно импровизация. Все, что мы делаем, должно быть импровизационное, живое, в сию секунду возникающее, и каждый раз другое. Если этого нет — это самая большая беда. Более того. Если в театре спектакль идет в со­тый раз, он должен оставаться импровизационным — отличаться от девяносто девятого.

Какой зачет второго курса?

— Отрывки.

В чем состоит экзамен по речи?

— Там есть упражнения па дыхание, исправление дефектов речи, очень много всего. У нас было раньше так, что речь заканчи­валась на втором курсе. Теперь у нас речь преподается все четыре года. Как и танец.

У каждого предмета своя программа. Например, по танцу: танец классический, характерный и так далее. По вокалу: песни, романсы, арии из опер. По речи: упражнения на дыхание, на скорость речи, стихи, проза, бывают даже целые «речевые» спектакли. На пашем курсе, например, были «Пер Гюнт», «Евгений Онегин». В акроба­тике тоже есть разные разделы: жонглирование, фляки, прыжки,

10 Заказ № I775