Этапыобучения

дой и длинный. Ты хочешь сыграть Аркадину из «Чайки», а она капризная. Что делать? Я же играю другого, мне же нужно перево­площаться, быть Хлестаковым или Ричардом, Смердяковым или Гарпагоном, Дон Гуаном или царем Эдипом. Что делать? Продолжим эту тему завтра...

— ...Вы сказали, что ночью вы обязательно подумаете, как пере­ходить к перевоплощению, что нужно для этого. И что же вы при­думали?

Я думаю, что после того, как еще раз были отложены отрыв­ки, мы должны послать студентов на улицу, чтобы они присматри­вались к людям, или в зоопарк — наблюдать за зверями.

—- Правильно! Возникает необходимость в абсолютно новом упражнении. Оно называется «наблюдения». Оно имеет тысячи всяких разновидностей и нюансов, и тут нужны десятки педагоги­ческих ухищрений. Например, в январе в Бухаресте я сделал очень просто: па одном из уроков я остановил занятия и буквально от­правил всех на улицу наблюдать за людьми. Собрались снова через полтора часа. Может быть, это был наивный педагогический прием, я так сделал впервые: «Вы ничего не знаете, идите наблюдайте!» Однако они пришли через полтора часа и много интересного под­смотрели на улице.

И вот студенты начинают у нас показывать наблюдения за дру­гими людьми. Начинается с мелочей. Походка человека: покажи, какие ты видел интересные походки. Как человек держит руки, как сидит, как стоит, как смотрит, как носит одежду, как одевается, как говорит. Потом — есть такое упражнение, я его не очень люблю, но в принципе, оно полезное — многие наши педагоги его любят — «животные». Надо сходить в зоопарк, потом показать слона, обезь­яну, орла. На этих показах бывает много интересного, острого, смешного. Мы делаем упражнения не только на животных, но и на растения, вещи: «Сыграй шкаф!», «Сыграй стол!»... Однако я счи­таю, что лучше всю энергию и всю наблюдательность потратить на людей. Официантка в ресторане, милиционер, бомжи, пьяные, ни­щие — сперва сразу все кидаются на экзотику. Постепенно экзоти­ка исчерпывается, и студенты начинают приносить более тонкие наблюдения. Они уже наблюдают не только на улице, но и дома, у знакомых, у подруг и друзей, они по-другому начинают смотреть телевизор. Их глаз становится более острым. Постепенно они запо­минают, как и что говорят люди разных социальных слоев, продав­щица в магазине, профессор, балерина...