Этапы обучения

Мне говорят: вы субъективны. Но не я один борюсь с прими­тивным пониманием действия, и не я один пытаюсь добиваться на сцене моментов рефлексии, спокойствия, свободы. У Станислав­ского был один очень сильный оппонент. Его звали Николай Де­мидов. Это человек, который работал вместе со Станиславским много лет — больше тридцати лет он был его верным помощником. Он помогал Станиславскому писать книгу «Работа актера над со­бой». Но в последние годы, уже перед смертью Станиславского, между ними возникли серьезные споры. В частности, они касались понятий о поведении артиста на сцене. Демидов утверждал, что ар­тист на сцене должен быть очень свободен, и что он должен быть свободен от излишних приказаний режиссера, свободен от излиш­ней навязчивой энергии, свободен от навязчивого действия, что его голова должна быть достаточно свободна — тогда у него будет луч­ше работать воображение.

Я считаю, что Демидов — это выдающийся педагог, это педаго­гика будущего. Демидов написал четыре книги. Одна — «Искусст­во жить па сцене»- опубликована в 1965 году1. Обратите внима­ние, какое замечательное название: «Искусство ЖИТЬ на сцене». Не играть, не действовать на сцепе, а именно жить...

Демидов разработал особые упражнения, которые позволяют студенту быть очень свободным и очень живым на сцепе. Демидов создавал такие условия, когда студент делал на сцене, что ему захо­чется. Это очень тонкая методика. Демидов просил, чтобы делалось не что надо, а что хочется.

Кстати, не подумайте, что 1960-е годы были абсолютно догмати­ческими, — это была золотая пора нашего театра. Очень важная эпоха. Тогда возникли четыре режиссера, четыре звезды: Георгий Товстоногов (Большой Драматический театр в Ленинграде), Олег Ефремов («Современник»), Юрий Любимов (Таганка) и Анатолий Эфрос. Все они были замечательные люди, талантливые, но мне из них ближе всего Эфрос. У меня настольная книга режиссера — че­тырехтомник Эфроса: «Репетиция — любовь моя», «Профессия — режиссер», «Продолжение театрального рассказа» и «Книга четвер­тая». Лучшего чтения я не знаю.

...Вы помните, как возникла ситуация, когда педагогам и студен­там пришлось отложить отрывки? Отложили потому, что студенты плохо выполняли триаду, плохо выполняли «цепочки». И занялись

1 В настоящее время издается трехтомник Демидова: Демидов Н. В. Творче­ское наследие.