Этапы обучения 135

Дальше — «этюды на междужизпь». Между актами, бывает, про­исходят разные происшествия. Если прошло время между первым и вторым актами, то надо знать, чувствовать, что произошло. На­пример, между четвертым и пятым актами Гамлет плыл на корабле, на корабль напали пираты, была схватка, Гамлет перескочил на пи­ратский корабль. Как исследовать этот период жизни? Этюдами. Или между первым и вторым актами чеховского «Дяди Вани» про­шло две недели — этот период очень важен. Можно исследовать этот период за столом, но можно и этюдом. Представить себе ка­кую-то сцену и сыграть ее.

И, наконец — этюды на физические действия. Например, начало «Гамлета». Ночь, холод, резкий ветер. Нужен этюд, чтобы почувст­вовать непогоду, озноб. (Впрочем, стражники дрожат не только от холода, но и от страха, который вселило в них появление призра­ка.) Или этюд на физическое самочувствие Гамлета, когда он отравлен... И так далее.

Получается, что физическое самочувствие состоит из многих

элементов...

Вы правы, физическое самочувствие — это все вместе, то есть комплексное понятие. Например: вечер, свет не горит, сумерки, я сижу в комнате один, мне холодно, я чувствую, что у меня подни­мается температура, мне страшно, потому что темнеет, а где-то за окнами, очень близко, воют волки. За окном зима. Становится со­всем темно, мне страшно смотреть в углы комнаты — кажется, там кто-то притаился. И в то же время я чувствую, что у меня жар, я заболеваю, я бы поспал, но я боюсь заснуть: вдруг из угла кто-ни­будь выскочит, или волки нападут... Это называется «сложное фи­зическое самочувствие». Или Гамлет, когда его уже уколол рапи­рой Лаэрт, когда яд начинает действовать, — он чувствует, что его мутит... Надо сделать этюд, чтобы это понять. Артист скажет: «Я никогда яд не принимал! Я этого не знаю!» Значит, он должен вспомнить, как он когда-то просто отравился какой-то едой, и тог­да он может как-то подобраться к этому самочувствию.

Бывает этюд на основной конфликт. Через всю пьесу идет борь­ба между Гамлетом и королем. Я играю Гамлета, а другой актер иг­рает Клавдия. Мы делаем этюды на ненависть, на физическую неп­риязнь, мы с ним, например, воображаем момент, когда в детстве, может быть, дядя любил Гамлета, а потом что-то произошло, и воз­никла ненависть. Мы делаем несколько этюдов на отношения Гам­лета с королем.

Все виды этюдов сейчас не перечислишь. Особенно важны, кстати, этюды на начало пьесы. Очень важно этюдами исследовать,