Этапы обучения

му? Да потому что его самого по-настоящему судьба его героя не волнует. Значит, мир его собственной души не разбужен, не рабо­тает опыт. Душа актера должна быть распахана, как залежавшаяся земля, прежде, чем в нее бросить зерна. Пока собственная душа ар­тиста не распахана, нельзя приступать к автору.

Нам нужно, чтобы студенты изучили свою собственную душу. Чтобы вспомнили сами себя. Иногда говорят: себя-то я знаю! А на практике выясняется, что мы себя и не знаем. Или что мы себя за­были. И поэтому идут этюды «Случай из детства», «Случай из моей жизни». Это целый этап. Пока студент не поймет, что играть нужно собственной душой, собственными нервами. Ситуация мо­жет быть и условная, и чужая для него, скажем, он играет даже са­мую далекую ситуацию — античную: Эдипа, Антигону, Креонта, Йемену, — но играть-то он должен своими нервами!

Тут мы задаем еще одну письменную работу. Вообще, мы даем достаточное количество письменных работ. Например, «Что я по­нял за первый семестр». Или «Что я понял за второй курс». Такие работы тоже бывают. Но в данном случае мы даем такую письмен­ную работу «Десять главных событий моей жизни».

Это была тема на лето, кажется.

— Не совсем. Там действительно речь шла о событиях. Но о со­бытиях лета. А тут — о событиях всей жизни. А во-вторых, это уже общение на другом уровне. У пас к этому времени уже близкие от­ношения. Студент пишет уже с полной откровенностью, он уже по-настоящему всматривается в себя, он себя вспоминает по-насто­ящему. Это задание примыкает к теме «ассоциативные этюды». В общем, продолжается работа по изучению своей души. Выясня­ется: сильное событие в детстве — мама ушла на работу, я остался один. Кто-то запомнил первую драку. У кого-то осталась рана в душе — смерть отца. У кого-то — первый поцелуй. Кто-то пишет о потрясении от потери невинности — естественно, не физиология описывается, а что в душе творилось. Кого-то сразил впервые уви­денный фильм Феллини. Кто-то был под впечатлением от великой книги. Кто-то поражен первым предательством. И многие пишут как о сильном эмоциональном впечатлении о поступлении в инсти­тут.

Вот такой в это время этап работы над собой. У Станиславско­го, вы помните, есть две книги: «Работа над собой», и потом — «Ра­бота над ролью». Когда читают «Работу над собой», многие дума­ют, что это только танец, пение, гимнастика. Но, конечно же, в работу над собой входит прежде всего работа над своей душой, приготовление души. Человеческая биография артиста — это его