Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

— В первом семестре прошлого выпуска мы показывали именно цепочки физических действий и ощущений. А цепочки мыслей и воображения мы изучаем уже во втором семестре. Вообще, сколько чем заниматься, — это бывает по-разному.

Это только ваш метод, другие мастерские в Петербурге рабо­тают по-другому?

Я рассказываю только об опыте нашей мастерской. Уверен, что, скажем, в мастерской Петрова или в мастерской Норенко мно­гое по-другому, другие упражнения, хотя основа у нас у всех одна — школа Станиславского. И я уверен, Норенко тоже считает важной физическую жизнь (другое дело, как он это называет), тоже ставит вопрос о воображении и о мышлении. Это объективно, это от Станиславского. А вот как сплетать это, какая последовате­льность, какая методика — это у каждого свое.

Я был в Петербурге на занятиях у Тростянецкого, у него дру­гая метода. Но он тоже говорит о Станиславском, а также о Вах­тангове, Михаиле Чехове...

Слово «Станиславский» говорят все. А вот кто что имеет в виду... Хочу подчеркнуть, что это важно — три линии жизни чело­века: первая — физическая, физиологическая, если даже хотите — биологическая, физические действия и ощущения (Гамлет фехтует с Лаэртом, закалывает Полония, у человека болит зуб...), вторая — человек думает (я пришел и думаю: в прошлый раз на семинаре было десять человек, сегодня девять, кого-то не хватает) — некото­рые называют это внутренним текстом или внутренним монологом, и третья линия — воображение (я вспомнил человека, который тут сидел, того, который говорил про эстетику, про Аристотеля, волосы светлые, лицо немножко красноватое...). Если какая-то из этих ли­ний актером не реализуется — это ошибка.

Но вот наступает время, когда мы даем студентам отрывки из литературных произведений. Тут есть нюансы. Сначала мы предпо­читаем отрывки не из пьес. Отрывки из прозы поначалу более по­лезны, потому что автор больше помогает. Подсказывает, о чем ду­мает герой, какая погода, какое настроение, отмечает очень важные подробности, и студенту поначалу полезнее играть такие отрывки. В пьесе ему придется самому все понимать и придумывать. В прозе обычно написана биография. Нужна биография героя? Нужна. Но в пьесе ее приходится придумывать. Поэтому мы предпочитаем сначала работать с прозой.

В данном случае отрывки студенты выбирают сами. Вы помни­те, на вступительных экзаменах им давали отрывки педагоги.