Этапы обучения

ре какой-то отрывок, где очень подробно описана физическая жизнь человека. Нас пока не интересуют ни мысли, ни воображе­ние, только физическая жизнь. Студенты приносят много всяких отрывков. Одна студентка нашла сцену из романа Тургенева «Дво­рянское гнездо». Там Лиза очень тщательно собирает все предметы на своем столе, все вещи приводит в порядок, потом перевязывает тесемкой пачку с любовными письмами... Она это делает перед уходом в монастырь. Очень подробно описано, какой она ящик вы­двинула, как подвинула лампу... Другой студент принес рассказ Че­хова, где герой готовится к трапезе в трактире, ему приносят бли­ны, он их мажет маслом, посыпает перцем, наливает себе водку...

Утвердив принесенные отрывки, мы просим студентов осущест­вить цепочки, то есть подробно проделать все эти последователь­ные действия. Конечно, пока это всего лишь упражнения, это не этюды, это не отрезки жизни.

Впоследствии мы вводим в рассмотрение две другие «цепочки»: «цепочку мыслей» и «цепочку воображения». И таким образом, за­нимаемся уже фактически не «цепочками» только, а жизненными эпизодами героев литературных произведений. Тем более, что у на­стоящих писателей подробно описаны и физическая жизнь, и мыс­ли, и воображение. Другое дело, что когда мы потом берем пьесу, там нет описаний, не зафиксированы мысли и видения, а есть толь­ко слова героев. Что делать? Угадать, расследовать, организовать на сцене физическую жизнь, угадать, о чем думает герой, и угадать, что у него вспыхивает в воображении. Мы долгое время тренируем и одну цепочку, и вторую, и третью. Потом три цепочки сливаются в одно, переплетаются, и возникает (должна возникнуть) живая жизнь. Это повод для размышления. «Деревья» и «Цепочки» — это фундаментальные, главные наши упражнения.

Жаль, что мы не могли видеть ваших практических занятий.

Нашу работу в университете Караджале в январе сняли на семь кассет и сейчас из двадцати двух часов монтируют семьдесят минут. Не знаю, что получится. Боюсь, что не все будет понятно...

А параллельно идут занятия по речи, по танцу, по движению?

— Конечно. Утром, с девяти до двух часов идут занятия по тан­цу, акробатике, и так далее, и лекции.

Сколько времени вы берете, чтобы пройти все эти упражне­ния?

Пока мы говорим о нервом семестре. Правда, «Цепочки» — это уже переход на второй семестр. Но, разумеется, напоминать о триаде приходится очень долго, и на старших курсах тоже.

Как проходит зачет за первый семестр?