Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

Вы говорили о Горьком, Флобере, Шекспире они чувствовали все намного глубже, чем сегодняшние писатели, которые пишут на компьютере... Вы говорите, что русская школа строится на поня­тии 4бытъ». Актер должен узнавать жизнь. Тогда что происходит с нашими молодыми — и русскими, и румынами, которые в послед­ние годы существуют в мире, где уже не успевают быть самим со­бой, а имитируют других?

— Я не философ, а вы затрагиваете слишком специальные во­просы. Давайте продолжим наши театральные педагогические темы.

О физической жизни мы подробно говорили. Концепция физи­ческого бытия — это идет от Станиславского и Немировича-Дан­ченко. Что же касается мысли — многие театральные деятели зани­мались этой частью триады — мыслью. Если вы читали театральную литературу, то наверняка знаете понятия: «внутрен­ний текст», «внутренний монолог», «внутренняя речь», — мы назы­ваем это «мыслью» или «думанием». Далее, «воображение» — это те или иные картинки, у Станиславского и у Марии Осиповны Кнебель — «видения». Но тоже тут не так все просто, это не просто сменяющиеся плоские картинки. Видения могут быть клочковаты­ми, могут мелькать, могут вспыхивать на одну секунду, могут быть смытыми — но они есть. Это очень объективная вещь. Если я сей­час скажу очень простое слово «мама», у каждого возникнет что-то свое. Вот вам связь слова и воображения. Или скажу «Бухарест» — у каждого тоже что-то возникнет. Причем часто в нашем воображе­нии возникает — и не только на сцене, но и в жизни, — то, чего на самом деле нет, а человек воспринимает это в высшей степени эмо­ционально. В жизни есть случаи, когда даже не актер испытывает от воображения очень сильные чувства. Например, я подумал, что с моей сестрой что-то случилось, у меня в воображении возник ка­кой-то несчастный случай, и я покраснел, побледнел, у меня стало сильно биться сердце, — а ведь ничего не было. Даже не будучи ак­тером, человек способен эмоционально реагировать на то, чего не было. Вот что такое воображение, и в чем природа сценической игры.

Сейчас прошу быть очень внимательными, мы подходим к раз­бору следующего упражнения. Оно гораздо сложнее, чем «Дере­вья», хотя «Деревья» очень хорошее упражнение, я его очень люб­лю. Чем хорошо «дерево»? Он внешне неподвижно, ограничено физически, а внутренняя жизнь у него активна.

В общем, мы переходим к людям. Упражнение называется «Це­почки физических действий и ощущений». Надо найти в литерату-