Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика

Профессия театрального педагога альтруистическая. Можно даже ска­зать — сверхальтруистическая. Денег мало, зрительской славы нам не по­ложено, восторги критиков — не про нас. Последнее, за что мы наивно дер­жимся, — это благодарность учеников. Как нам порой ее хочется! Но, во-первых, еще мудрый Б. В. Зон советовал на благодарность учеников не рассчитывать. Во-вторых, мы, возможно, не всегда ее и заслуживаем. (Как-то в одной американской театральной школе я вел трехдневный семи­нар. Два дня все шло замечательно. Вот и ждал в конце третьего дня прово­дов с цветами. Так хотелось этих проклятых цветов — стыдно вспоминать. Ан, нет — расстались прохладно. Сперва я расстроился, но потом подумал: а ведь все справедливо. Третий-то день я провалил. Занимался дежурно, назидательно...) В общем, и с благодарностью учеников у нас не все скла­дывается... Однако главное вот что — педагогическая честность (подготов­ленность к урокам, щедрость, ответственность за каждого ученика от нача­ла и до конца...). Мне кажется, что в театральную педагогику честность входит как важнейшая профессиональная составляющая. Ее никогда не бы­вает много.