Начало обучения

бессонницу, замкнутое пространство и т. д. — тысячи вещей вплоть до вращения Земли. Когда же мы рассматриваем не только внут­реннюю жизнь, но жизнь в целом, то к физическому самочувствию и к физическим ощущениям примыкают и физические действия (человек рубит дрова, ведет машину, закуривает), и вот уже физи­ческие ощущения, физическое самочувствие, физические действия, интегрируясь с психикой, создают сложное психофизическое бытие человека и его психофизическую жизнь.

Во-вторых, о думанье. Оно, конечно, у человека не такое иллю­стративное, как у камня. Человеческое мышление в тысячу раз сложнее и по содержанию и, так сказать, по внутренней лексике1. Думанье человека наполнено зачастую острой конфликтностью, включено в события; иногда мышление само по себе является дей-ствованием, поступком (например, принятие каких-либо решений, научные или художественные открытия...). В-третьих, о воображе­нии. Эта сфера у человека особо важна и тонка. Тут-то, если можно так выразиться, и хранятся обстоятельства жизни человека (обсто­ятельства пьесы и роли). К тому же Станиславский, говоря о вооб­ражении, о видениях, о так называемой киноленте, имел в виду не только хранящиеся у человека запасы зрительских образов, но и запахи, звуки, осязательные и обонятельные следы в памяти чело­века.

Наконец, надо подчеркнуть и то, что эти три линии — линия физической жизни, линия мысли и линия воображения — являют­ся не совсем автономными. Они очень связаны, очень переплетают­ся. Есть, например, мнение — об этом в свое время говорил, в част­ности, профессор В. Н. Галендеев — что мысль и воображение неразделимы2. Вообще, у этих трех линий сложные «отношения». Линии не только переплетаются, но и прерываются иногда. Бывает, что острое ощущение тормозит и останавливает всякое мышление, иногда резко превалирует воображение, иногда доминирует интен­сивная мысль.

Разумеется, все эти наши теоретические тонкости студен­там-первокурсникам ни к чему. В конце урока по нашему предло­жению записывают в свои творческие дневники следующие «про­стые правила»:

1 Шведерский А. С. Внутренняя речь в работе над ролью. — Л., 1988.

2 Впрочем, и новейшие психологические исследования, а также серьезные ра­боты по актерскому тренингу считают «воображение — мышление» единым по­нятием. (См., напр.: Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. — СПб., 2003.)