Начало обучения

вать, вовлечь в импровизацию абитуриента, и только тогда вместе с ним вы что-то создадите. Это неоднократно подтверждалось на опыте. Особенно на третьем туре. В самом деле, тут ведь уже аби­туриента знаешь, он сыграл какой-то отрывок (скажем, неплохо), но ты понимаешь, что тебе нужно еще проверить, есть ли у него воля. Или тебе нужно дополнительно проверить, есть ли в девочке настоящая нежность. Есть ли в мальчике мужское сексуальное на­чало? Есть ли эксцентрика? Есть ли характерность? Действительно ли девочка глупа или просто перенапряжена? Действительно ли парень «деревянный» или просто у него не получается публично проявить свою живость? И т. д. Тогда ты бросаешься импровизиро­вать. И тут две быстрые мысли нужны. Точнее, две вспышки педа­гогического воображения. Во-первых, угадать будущие возможно­сти этого человека, представить его облик в будущих дальних ролях. А вдруг он — Хлестаков, а вдруг он — «мужественный чело­век», а вдруг он может быть заразительным в трогательном, страда­тельном или, наоборот, — выразительно ничтожен. Вдруг эта де­вочка в будущем «тихая героиня» или «любовница», или «мать»... И второе. Как только у тебя в голове возникает фантазия о нем или о ней — будущих, моментально возникают и средства испыта­ния. Можно сказать, что этот процесс — своего рода кастинг — про­ба абитуриента на гипотетические амплуа, соединение его с наивоз-можнейшими ролями.

Я уже не говорю о том, что есть приемы, которые многие педа­гоги используют с успехом уже давно. Скажем, испанский танец, когда надо проверить резкость, способность к волевому жесту. Цы­ганский танец, когда проверяется распахнутость, эмоциональная раскрытость. Или когда нужна нежность, даем адажио, просим тан­цевать или петь классическую музыку. Когда нужно проверить, мо­жет ли человек вживую общаться, подсылаем партнера в танец.

Русская песня, хорошо спетая, намекает па возможность даль­нейшей самореализации студента, когда он станет актером, в рус­ском репертуаре, например, в Островском. Очень сильный прием — эстрадная песня, направленная непосредственно в зал, рассчитан­ная на прямую заразительность, на волевой контакт со зрителем.

Или такие задания абитуриентам:

— гуляя по саду, найдите в траве птенчика, выпавшего из гнезда, возьмите его в руки... Осторожнее... (проверяем нежность, лиризм);

— читайте, пожалуйста, Пушкина (ясность, свобода);

— читайте Лермонтова (нервность, экспрессивность);

— читайте Некрасова (человеческая сострадательность).