Значение управления человеческими ресурсами в управлении предприятием

Управление персоналом представляет собой необходимый компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами.

Управление персоналом – одна из важнейших функций управления предприятием. В условиях рыночного хозяйства эта функция носит активный характер, нацеленный на предпринимательскую деятельность, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемых услуг, на повышение производительности труда и результативности работников. Роль человеческих ресурсов в обеспечении успешной деятельности, конкурентоспособности предприятия чрезвычайно высока. Большинство современных конкурирующих фирм технически и технологически оснащены примерно одинаково, поэтому в конкурентной борьбе различие между компаниями заключается именно в персонале.

Оценивая роль человеческих ресурсов, прежде всего надо выделить следующее:

– качество продукции, услуг напрямую зависит от персонала и системы управления им;

– разработка идей, исследования определяются творческим подходом работников к решению конкретных задач;

– обеспечение насыщения рынка необходимым количеством качественных товаров, соответствующих спросу, во многом определяется уровнем квалификации и производительности труда работников;

– эффективность использования всех видов ресурсов (материальных, финансовых и др.) зависит от уровня компетентности и мотивированности персонала.

Все крупные зарубежные фирмы делают ставку на развитие систем управления персоналом, значительные финансовые вложения в эту сферу, причем рассматривается это как инвестиции в будущее.

Если раньше в других дисциплинах предприятие рассматривалось как кибернетическая, организационная, информационная система, то теперь мы будем рассматривать его как экономическую и социальную систему, в которой важнейшим элементом является творчески активный человек со своими достоинствами и недостатками, где бы он ни работал, в какой бы сфере деятельности ни был занят.

Осознание сущности человеческого капитала организации придает особое значение развитию систем управления персоналом, которые должны обеспечивать привлечение, сохранение и повышение уровня используемых человеческих ресурсов.

Как известно, изучаемый ранее общий менеджмент послужил основой развития многих специальных видов менеджмента, которые изучают управление специфическими объектами: людьми, производством, финансами, инновациями, стратегиями, безопасностью, рисками и т.д.

Кадровый менеджмент, или управление персоналом, является сердцевиной менеджмента вообще, который не может существовать вне персонала. Персонал – основа любой организации, важнейший ресурс, используемый всеми организациями без исключения. Поэтому кадровый менеджмент выделяется в самостоятельную научную дисциплину и является в настоящее время частью профессиональной подготовки специалистов управления в силу ряда обстоятельств:

– под воздействием социальной значимости изучаемого процесса управления людьми в организациях;

– в результате накопленных общей социологией и психологией знаний в области управления;

– в силу того, что является наиболее подвижной проблемной областью управления, особенно в период кризисов, нестабильного развития;

– из-за дефицита профессиональных знаний и умений в области управления персоналом у значительной части прежних руководителей предприятий с техническим профилем подготовки, а также менеджеров и специалистов кадровых служб, у предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса.

Предметной областью кадрового менеджмента являются механизмы воздействия на людей, на отношения, складывающиеся между ними, на кадровые процессы, происходящие в организации, в целях обеспечения успешного выполнения персоналом своих профессиональных функций на основе рационального использования профессиональных, деловых и личностных способностей людей [11, 15].

В процессе производственной деятельности персонала на предприятии возникают разнообразные трудовые отношения между различными категориями работников, например:

– основные – это отношения между наемными работниками и работодателями на основании трудового договора (контракта);

– взаимоотношения работника с другими сотрудниками, связанные с выполнением своих основных функций по занимаемой должности [20, 15].

Регулирование трудовых отношений всех специалистов на производстве, обеспечение эффективной системы управления персоналом осуществляются с помощью регламентации их труда на основе разрабатываемых и применяемых нормативных документов.

Кроме того, персонал любой организации, его человеческие ресурсы – это люди, а каждый человек со своим комплексом профессиональных и индивидуальных качеств уникален.

В конкурентной рыночной среде каждая организация должна ориентироваться на удовлетворение не только внешних потребителей своей продукции, услуг, но и на учет внутренних потребностей работников. В системе управления персоналом современной организации необходимо полнее учитывать их психологические характеристики и особенности с целью совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала в экономической деятельности.

Взаимодействие руководителей предприятия и его подразделений включает в себя как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Всякая совместная производственная деятельность предполагает координацию и объединение труда всех исполнителей с целью достижения необходимого результата, иначе говоря, руководства, управленческого воздействия. Руководители, менеджеры – представители особой профессии, требующей не только знаний и опыта, но и таланта управлять людьми, руководить их работой.

 

Контрольные вопросы

1 Какое место занимает кадровый менеджмент в системе управления организацией?

2 Что дает изучение кадрового менеджмента в профессиональной подготовке управленческого персонала?

3 Охарактеризуйте роль человеческих ресурсов в обеспечении конкурентоспособности организации.

 

Тема 2 ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ