ИТОРИЯ ИСКУССТВА ЯПОНИИ

 

Истоки искусства Японии восходят к 8 тысячелетию до н.э. Но наиболее значительным этапом во всех областях ее художественной жизни явился период феодализма, начавшийся в 6 - 7 веках и затянувшийся вплоть до середины 19 века. При этом развитие средневекового искусства не знало слишком крутых переломов или резких спадов. Ни один из этапов японской средневековой культуры, включая этап позднего средневековья, нельзя назвать временем упадка, так как каждый из них отмечен своими яркими достижениями.

Японское искусство складывалось в особых природных и исторических условиях. Япония - самая окраинная из восточных стран. Она расположена на четырех крупных островах /Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку/ и многих мелких, со всех сторон омываемых морями. Это островное положение в древности было выгодным для Японии. Долгое время она была неприступной и не знала внешних войн. Ее миновало даже опустошительное для многих стран монгольское нашествие. Близость Японии к азиатскому материку вместе с тем сказалось в установлении Японией уже в древние времена контактов с Китаем и Кореей. Это облегчило и ускорило развитие ее собственной культуры.

Японией была усвоена письменность и многие черты китайского мировосприятия. Буддизм с 7 века стал государственной религией Японии. Но все это нисколько не мешало японцам по-своему преломлять китайские идеи и приспосабливать их к образу своей жизни, своему бытовому укладу.

Японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которое опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Между домом и землей оставалось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было комбинировать пространство. С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в Японии связаны почти все виды искусства. Каждый из них, развиваясь самостоятельно, в то же время служил дополнением другого. Например, искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. При чайных церемониях как самая большая драгоценность употреблялась посуда, вылепленная руками. Древнейший и древний периоды японской художественной жизни отражают долгий путь познания японским народом законов окружающей природы. Ранний этап феодализма /6-8 вв./ соответствует времени утверждения японской государственности, введения буддизма и создания замечательных памятников буддийского искусства - храмов, пагод, разнообразных статуй буддийских божеств. Зрелый этап средневековья /9-16 вв./ - время бурного расцвета самобытной японской живописи на свитках, создания дворцов и дворцовых росписей, храмов и прихрамовых садов. Культуру позднего средневековья /17 -19 века/, связанную с ростом японских городов, увековечили уже другие виды искусства, поставленные на службу каждодневности: гравюра на дереве, прославившая в странах Европы японское искусство, и «нэцкэ» миниатюрная скульптура, вобравшая в себя огромный мир легенд, сказок и жизненных наблюдений народа.