Постмодернизм в сегодняшней украинской культуре

Творческая свобода стала почвой для нового поколения писателей –

Куркова, Андруховича, Жадана, Покальчука, Ульяненко, Забужко, Матиос.

Романы русскоязычного писателя А. Куркова вошли в десятку европей-

ских бестселлеров. Ему удается тонкий анализ менталитета украинца, кото-

рый хотел бы жить в стабильном обществе, но по способу мышления оста-

ется в советском прошлом. А. Курков – член Европейской киноакадемии,

читал курсы в Белл Колледже (Англия) и Киевском театральном институте.

Ю. Андруховича западная критика относит к наиболее ярким пред-

ставителям постмодернизма. Мир для него – сочетание материального

отражения и духовной составляющей, которая выступает как мистика,

знание, а цепочка жизненных событий – отражение судьбы, которую

человек формирует характером, действиями, словами и мыслями.

Украина унаследовала разветвленную систему учреждений

музыкального образования и концертных организаций. Классическая

музыка исполняется на фестивалях «КиевМузикФест», «Премьеры

сезона», (Киев), «Два дня и две ночи новой музыки» (Одесса),

«Контрасты» (Львов) и др. Проводятся международные конкурсы

инструменталистов (фортепианные – памяти Горовица и на родине

Прокофьева, дирижеров – им. Турчака, хоровых коллективов – им.

Леонтовича, вокалистов – им. С. Крушельницкой, бандуристов и т.п.).

Популярная музыка представлена почти всеми направлениями: от

фолка до acid джаза. Большую роль имело проведение фестивалей «Чер-

вона рута», «Таврийские игры», «Чайка» и др. Украинские исполнители дос-

тойно были представлены на Евровидении (Руслана выиграла конкурс, Вер-

ка Сердючка и Ани Лорак занимали вторые места), «Новая волна» (Юр-

мала). Самые известные рок-группы – «Океан Ельзы», «Вопли Видопля-

сова», «Танец на майдане Конго», «Скрябин», «Плач Иеремии». Прово-

дятся рок-фестивали «Рок-экзистенция», «Тарас Бульба», др. Популярны

чисто вокальные ансамбли – «Пиккардийская терция», «Менсаунд».

В Украине действуют 137 театров, из них 44 драматических, 41 дет-

ский и юношеский, 31 музыкально-драматический, 10 театров музкомедии

и миниатюр. Наступление «эры режиссуры» расширило рамки

современного театра, который рассматривает время и пространство как

категории, пригодные к трансформации. Так, последние годы были

богаты разными версиями «Украденного счастья» И. Франко. В спектакле

Д. Богомазова «Счастье рядом» (Одесский драмтеатр им. Василько) при

изображении села явственно проступают сегодняшние бытовые черты:

слишком медленно течет время в глубинке. И. Волицкая (Львовский театр

"В корзине") свела количество действующих лиц той же пьесы до 3,

разворачивает историю Франко в условном времени и пространстве как

ритуальный танец под грохот барабана. Текст Франко выдерживает

радикальный подход, а коллизия имеет вневременной характер.

Плюрализм творчества, возможности традиционных и новых

материалов предоставили неограниченные возможности поиска

архитекторам. Среди самых известных проектов в Киеве, сочетающих

многообразие эстетики пост-модерна, поиски авторского своеобразия,

гостиница «Крещатик», деловой комплекс «Внешэкспосервис», офисный

центр «Киев-Донбасс», комплекс «Эксимбанк» и др. Реконструкция

Площади независимости утвердила художественные символы имиджа

Украины. Но стремление к новизне часто ведет к эрзац-архитектуре,

диссонирует с лицом городов, исторической средой.

Украинских художников сегодня знает весь мир, среди них –

признанный гений И. Марчук, Ф. Гуменюк, А. Чебыкин, А. Бородай и др.

Испытания ожидали киноискусство. Была прервана художественная

традиция. Сегодня производство кино не носит массового характера,

киноиндустрии как таковой не существует. Но молодой кинематограф

интегрируется в мировое искусство. Недавно в список претендентов на

European Film Award Европейская киноакадемия внесла фильм "Счастье

мое" С. Лозницы производства Украины, ФРГ и Нидерландов. Остались

режиссеры, которым, несмотря на сложную ситуацию, удалось взрастить

в собственном пространстве свободу творить. Таковыми стали К.

Муратова («Три истории», «Чеховские мотивы», «Настройщик»,

«Мелодия для шарманки»), Р. Балаян («Первая любовь», «Две луны, три

солнца», «Ночь светла», «Райские птицы»), Ю. Ильенко («Партитура

Христа. До мажор», «Молитва за гетмана Мазепу») и др.

Получили распространение свойственные масс-культуре телесериа-

лы («Роксолана», «Гефсиманский Сад», «Обручальное кольцо» и др.).