Специфика барокко в литературе, архитектуре, искусстве

В те времена литература развивала традиции, культивировала

старые жанры ораторско-учительной, агиографической, паломнической,

полемической прозы. Ее представителями были Л. Баранович, И. Гизель,

И. Галятовский и др. Издаются сборники легенд о чудесах святых,

церквей, икон, Богородицы.

Одновременно зарождаются новые жанры, а литература посте-

пенно освобождается от религиозной тематики. Литературно-эстетичес-

кая мысль формировалась в стенах учебных заведений и прежде всего

Киево-Могилянской академии, где читались поэтика и риторика.

На этот период приходится расцвет мемуарно-исторической прозы,

в которой освещались события освободительной войны, борьбы с тур-

ками, татарами и польской шляхтой, распри между гетманскими группи-

ровками. Эти памятники историографии не были лишены литературных

качеств. Прежде всего это касается «казацких летописей», которые

писались в форме рассказов и «сказаний». Ведущее место занимают

летописи Самовидца, Григория Грабянки, Самийла Величка. В конце XVIII

в. возник важный памятник исторической прозы – анонимная «История

Русов», где рассказывается о событиях от древнейших времен до 1769 г.

В этот период достигают вершин школьная драматургия, поэзия,

делившаяся на духовную и светскую, последняя занимает все более

важное место. Особо ценились панегирики, стихи к торжествам, в честь

царей, гетманов, высоких должностных лиц. Выдающимися

представителями барокко были поэты И. Величковский, утверждавший

высокое барокко, и К. Зиновиев, творчество которого не выходило за

пределы низового барокко. Частью народной культуры была сатирически-

юмористическая, бурлескно-травестийная поэзия. Главным объектом

сатиры были духовенство, старшина, зажиточное крестьянство.

Выдающейся фигурой в культурной и литературной жизни был Г.С.

Сковорода. Как поэт он прославился сборником «Сад божественных

песен», содержавшим 30 оригинальных произведений.

В архитектуре стиль барокко ярче всего проявился в культовых

сооружениях. От западной архитектуры их отличают более умеренный

орнамент и упрощенные, более естественные формы, а также отсутствие

выраженного главного фасада. Это символизировало открытость собора.

Распространение получил крестообразный храм, состоявший из 5

соединенных восьмигранных участков. Украинским изобретением стали

заломы. Они встраивались в верховья храма в виде нескольких,

 

поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезал своды

предыдущего. Для казацкого собора присущим был грушевидный купол.

Архитектурное барокко достигло расцвета во времена гетмана И.

Мазепы. Возник термин "мазепинское барокко". Это было закономерно,

ведь в то время казацкая старшина окончательно утверждает свою

власть. Чертами "мазепинского барокко" было использование пилястр,

колонн и полуколонн, которые предоставляли храмам величавую

суровость. Всего И. Мазепа построил 14 и реконструировал еще более 20

храмов (Софиевский собор, Успенская церковь Киево-Печерской Лавры,

Михайловский собор, Выдубечский монастырь, Киево-Могилянская

академия, "Китаевская пустынь" и др.)

В Западной Украине утвердился европейский шик резиденции –

дворец Вишневецких, дворец Любомирских в Ривном, резиденция

Кошоцких архиепископов в Оброшино, дворец Потоцких в Христинополе.

Иной характер имел этот тип строительства на Левобережье, где

резиденции даже высшего слоя были скромнее, о чем свидетельствуют

дома Лизогуба в Седневе, Мазепы в Ивановке, Полуботка в Чернигове.

Распространение достижений европейской резиденционной архи-

тектуры в Киеве и на Левобережье приходится на вторую половину 18 в.

Это Мариинский дворец (арх. Растрелли), Киевский дворец (П. Неелов, С.

Ковнир), резиденции К. Разумовского и П. Румянцева в Глухове.

Важное место в культуре занял барочный театр. В Украине театр

развивался как школьный. Если в первой половине XVII в. главным

центром театра был Львов, то со второй его половины – Киево-

Могилянская академия. В большинстве спектаклей пропагандировалась

Библия. Исполнителями были школьники, авторами – профессоры.

Практиковалось сочетание трагических и комических моментов, из чего

возникла трагикомедия – характерный жанр барочного театра. Среди

школьных драм в первой половине XVIII в. основное место занимают

драмы рождественского и пасхального циклов. Драмы на исторические

темы стали вершиной школьной драматургии первой половины XVIII в.

Отдельный цикл школьной драмы составляли моралите, то есть пьесы

морально-дидактического характера с аллегорическим смыслом.

Со второй трети XVIII в. барочные формы театра приходят в

упадок. Наступала эпоха рококо с требованиями легкого жанра. После

каждого действия драмы выставлялась интермедия. Действующими

лицами интермедий выступали крестьяне, казаки, цыгане, корчмари,

немцы, студенты. В лучших образцах украинская интермедия была

острой сатирой на социальные явления.

Это был один из самых плодотворных периодов в истории музыки.

Развитие получил фольклор. К середине XVIII в. сформировался его

классический фонд. В профессиональной музыке ярко проявились стили

барокко, рококо, а во второй половине XVIII в. – и классицизм.

К ведущим направлениям принадлежала церковная музыка,

достигшая вершин в творчестве композиторов М. Дилецкого, Д.

Бортнянского, М. Березовского, А Веделя. Возникли и новые, светские,

жанры – песня, романс, опера, инструментальная музыка.

Украинский народ имеет славу музыкального. Но музыкальность

его ограничена. Это почти сплошь вокальная музыка. В украинской

церкви нет инструмента, в ней музыка тоже вокальная (хоровое пение). У

украинцев есть оригинальные инструменты, но они мало подходят для

самостоятельных композиций, а в основном служат аккомпанементом.

Таково назначение бандуры, торбана, лиры. Другие струнные

инструменты (гусли, заимствованная из Италии скрипка) или ударный

бубен служат музыкой к танцу. Трио из скрипки, басоли и бубна

называется «троистой музыкой», обслуживает танцы и никогда не

используется для выполнения чистой музыки.

Вследствие вокального характера национальной музыки и отсут-

ствия композиторов-инструменталистов в музыкальном театральном

творчестве выработался жанр драматического произведения, в которое

вкраплены народные или скомпонованные на народных мотивах песни.

Бытовали календарно-обрядовые песни – колядки, веснянки. Интерес-

ным по содержанию и эстетике являлся свадебный обряд, составляющей

которого были песни. Жанр лирически-бытовых песен принадлежит к

высшим художественным достояниям народа. Значительные события в

развитии страны – основная тема исторических песен. Нотные записи

народных песен впервые в конце XVIII в. напечатал в Петербурге В.

Трутовский в сборнике «Собрание русских простых песен с нотами».

Под влиянием крестьянского фольклора возникли городские песни.

Среди них выделяются романсы. Хотя они были результатом

индивидуального творчества, но распространялись устно,

фольклоризировались. Выполнялись украинские песни и танцы, канты,

романсы с инструментальным сопровождением. Использовали, кроме

бандуры и скрипки, клавишные иструменты – клавикорды, клавицимбалы,

клавесины, в конце XVIII в. – фортепиано.

Музыка играла значительную роль в казацком быту. Существовала

«Кошевая музыка», которая состояла из кобзарей, гитаристов, сурмачей,

трубачей, скрипачей, цимбалистов. У гетманов и старшины часто были

свои певчие, бандуристы и исполнители на других инструментах.

Большая капелла из 200 музыкантов была у князя Г. Потемкина.

В Украине существовали прекрасные церковные хоры. Ведущим

жанром в музыке становится хоровое, или партесное пение. В противовес

католическому богослужению православная церковь развивала хоровое

пение акапельно. В партесной музыке ярко проявились барочные черты.

Если мир древнеукраинской монодии отмечался спокойствием,

величавостью, то партесная музыка была полна динамики и контрастов.

В 1770-х гг М. Березовский и Д. Бортнянский, находясь в Италии,

впервые обратились к оперному жанру.