Музыка, театр, архитектура, живопись

Музыка. В XV-XVI вв. достигает высокого уровня развития укра-

инский эпос – думы, баллады, исторические песни. В думах воспевалась

доблесть борцов за родную землю. Очень популярной была дума о каза-

ке Голоте, который «не боялся ни огня, ни меча, ни третьего болота».

Знаменательные события отразили исторические песни и баллады. «Пес-

ня про Байду» ассоциируется с основателем Сечи князем Байдой-Вишне-

вецким. Доносили песенное творчество кобзари, бандуристы, лирники.

Профессиональная музыка была представлена прежде всего цер-

ковными произведениями. Ярким их образцом стали вечерние богоро-

дичные песни. Рождаются ранние формы многоголосия. Формируется

круг нотных книг, которые содержали репертуар сакральных песнопений.

Ячейками церковного пения были епископские кафедры Киева,

Чернигова, других городов. Городки и села дополняли церковное пение

местной мелодикой. Так зарождался национальный стилевой процесс.

Развивалось звонарское искусство. Соборы и монастыри

формировали репертуар и исполнительские особенности колокольного

искусства.

Появляется городская бытовая музыка. Распространенными

инструментами были: бубен, барабан, тулунбасы (ударные); сурьма,

свирель, трембита, дуда, трубы, бугай (духовые); кобза, бандура, торбан,

тримба, скрипка, цимбалы, лира (струнно-щипковые).

Театр. Распространены были школьный, народно-ярмарочный и

мистериальный театр. Ранний школьный театр – это совместные

декламации: панегирики учителям, надгробные речи, послания по поводу

исторических событий (войн, коронаций, Рождества, Пасхи).

В XVII в. появляются религиозные драмы – мистерии. В мистерии

«Слово о возмущению ада» рассказывалось о рождении, смерти и

воскресении Христа. Украинский театр пополняется также образцами

комедии – интермедии. Зарождается вертеп – кукольный театр.

Архитектура и строительство подчинялись задачам обороны.

Градостроительству способствовало введение магдебургского права.

Характерные образцы резиденционной архитектуры находились на

Волыни и Подолье. Это были замки, включавшие систему стен с

башнями и жилыми помещениями для владельца с семьей и гарнизона.

Здания на территории замков были деревянными. До нас эти комплексы

дошли в отдельных фрагментах. От Луцкого замка сохранились стены и

башни. От резиденции князей Острожских в Остроге – башня Каменная с

двухэтажными подземными и наземными ярусами. В систему укреплений

замка входила и Богоявленская церковь.

Замки Подолья образовали уникальный комплекс каменного

строительства, своеобразную укрепленную линию, призванную

прикрывать путь татарских и турецких набегов. Центральное место

занимала Каменец-Подольская крепость, расположенная на

образованном каньоном острове. Была восстановлена и расширена

Хотынская крепость, построен замок в Хмельнике. После перестройки в

XVI в. Меджибож стал одной из самых мощных крепостей.

Оборонительная линия от Подолья была продолжена группой дере-

вянных замков на восток до Днепра. В 1542 г. был сооружен крупнейший

в украинской истории Киевский укрепленный замок с одной прямоуголь-

ной и 14 шестигранными башнями. Он включал резиденцию старосты,

помещения для гарнизона и служебного назначения, 4 церкви, костел.

Со второй половины XVI в. формы оборонной архитектуры

уступают место элементам ренессансного дворцового строительства

(Бережаны, Меджибож). Образцы ренессансного стиля господствовали в

архитектуре Львова XVI-XVII вв. («Высокий замок», «Черный каменный»).

Церковная архитектура прошла эволюцию от византийско-русского

стиля до ренессансного и готического. На смену каменному

строительству приходит деревянное.