Музыка, театр, архитектура, живопись
Музыка. В XV-XVI вв. достигает высокого уровня развития укра-
инский эпос – думы, баллады, исторические песни. В думах воспевалась
доблесть борцов за родную землю. Очень популярной была дума о каза-
ке Голоте, который «не боялся ни огня, ни меча, ни третьего болота».
Знаменательные события отразили исторические песни и баллады. «Пес-
ня про Байду» ассоциируется с основателем Сечи князем Байдой-Вишне-
вецким. Доносили песенное творчество кобзари, бандуристы, лирники.
Профессиональная музыка была представлена прежде всего цер-
ковными произведениями. Ярким их образцом стали вечерние богоро-
дичные песни. Рождаются ранние формы многоголосия. Формируется
круг нотных книг, которые содержали репертуар сакральных песнопений.
Ячейками церковного пения были епископские кафедры Киева,
Чернигова, других городов. Городки и села дополняли церковное пение
местной мелодикой. Так зарождался национальный стилевой процесс.
Развивалось звонарское искусство. Соборы и монастыри
формировали репертуар и исполнительские особенности колокольного
искусства.
Появляется городская бытовая музыка. Распространенными
инструментами были: бубен, барабан, тулунбасы (ударные); сурьма,
свирель, трембита, дуда, трубы, бугай (духовые); кобза, бандура, торбан,
тримба, скрипка, цимбалы, лира (струнно-щипковые).
Театр. Распространены были школьный, народно-ярмарочный и
мистериальный театр. Ранний школьный театр – это совместные
декламации: панегирики учителям, надгробные речи, послания по поводу
исторических событий (войн, коронаций, Рождества, Пасхи).
В XVII в. появляются религиозные драмы – мистерии. В мистерии
«Слово о возмущению ада» рассказывалось о рождении, смерти и
воскресении Христа. Украинский театр пополняется также образцами
комедии – интермедии. Зарождается вертеп – кукольный театр.
Архитектура и строительство подчинялись задачам обороны.
Градостроительству способствовало введение магдебургского права.
Характерные образцы резиденционной архитектуры находились на
Волыни и Подолье. Это были замки, включавшие систему стен с
башнями и жилыми помещениями для владельца с семьей и гарнизона.
Здания на территории замков были деревянными. До нас эти комплексы
дошли в отдельных фрагментах. От Луцкого замка сохранились стены и
башни. От резиденции князей Острожских в Остроге – башня Каменная с
двухэтажными подземными и наземными ярусами. В систему укреплений
замка входила и Богоявленская церковь.
Замки Подолья образовали уникальный комплекс каменного
строительства, своеобразную укрепленную линию, призванную
прикрывать путь татарских и турецких набегов. Центральное место
занимала Каменец-Подольская крепость, расположенная на
образованном каньоном острове. Была восстановлена и расширена
Хотынская крепость, построен замок в Хмельнике. После перестройки в
XVI в. Меджибож стал одной из самых мощных крепостей.
Оборонительная линия от Подолья была продолжена группой дере-
вянных замков на восток до Днепра. В 1542 г. был сооружен крупнейший
в украинской истории Киевский укрепленный замок с одной прямоуголь-
ной и 14 шестигранными башнями. Он включал резиденцию старосты,
помещения для гарнизона и служебного назначения, 4 церкви, костел.
Со второй половины XVI в. формы оборонной архитектуры
уступают место элементам ренессансного дворцового строительства
(Бережаны, Меджибож). Образцы ренессансного стиля господствовали в
архитектуре Львова XVI-XVII вв. («Высокий замок», «Черный каменный»).
Церковная архитектура прошла эволюцию от византийско-русского
стиля до ренессансного и готического. На смену каменному
строительству приходит деревянное.