Билет 91. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство по­знания и отражения окружающей действительности. Также необходимо учить детей специ­альным приёмам изображения, способам использования различных изо­бразительных материалов. Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, ко­гда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомле­ния детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости. Использование образов художественной литературы. Художествен­ный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других. С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов пред­метом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из худо­жественных произведений. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты пред­меты, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, по­ложение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого. Приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства: - вопросы конкретного характера на перечисление изображения; - вопросы обобщающего характера, направленные на установление свя­зи между содержанием произведения и средствами выразительности; - искусствоведческий рассказ воспитателя; - прием выявления композиционных и колористических особенностей произведения; - прием «вхождения в картину», воссоздание предшествующих собы­тий; - прием сравнения; - прием классификации картин; - рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отноше­ние педагога к произведению; - прием прямых указаний педагога; - прием мысленного создания собственного произведения живописи, скульптуры; - поиск композиционных и колористических вариантов решения об­раза; - мини-рассказы детей. Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведе­ниями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллю­страции в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства. Методы и приёмы ознакомления детей с живописью Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение. Акцентирование деталей. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. Игровые приёмы.