Вопрос № 76. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающейсреды для решения задач экологического образования дошкольников.

Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок.
По мнению многих исследователей, эти условия можно обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать на организацию условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Педагогам необходимо помнить, что скромные «ландшафты» нашего детства являются колыбелью эстетических чувств, источником познавательного, эмоционального и духовного развития личности. Поэтому экологический ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка.
Как указывает И.А. Шевченко, «ландшафт выступает важнейшим компонентом реального, «жизненного» мира и рассматривается согласно современным средовым подходам в образовании как реальная эколого-образовательная среда, как образовательное пространство. Окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродным окружением, воспитывает ее».
К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:

  • Групповой уголок природы;
  • Зимний сад;
  • Комната природы;
  • Живой уголок;
  • Экологическая лаборатория;
  • Озелененные пространства территории участка ДОУ.

Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация этого ландшафта.
С одной стороны, это реализация экологического подхода к организации жизни растений и животных, что будет обеспечено знанием морфофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта.
С другой стороны, это учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учет их возрастных особенностей и возможностей.
Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с объектами природы, организовать «живое» общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Исходя из этого, необходимо использовать те методы, которые это общение обеспечат (методически грамотно организованные наблюдения в природе, труд по уходу за ее объектами, элементарное экспериментирование и т.д.).
Базовыми основами оформления ландшафта с позиций реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании должны стать следующие принципы:

  • Принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы. Направлен на социокультурное развитие детей дошкольного возраста, формирование у них навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействие с природным окружением. Реализуется через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребенка в общении с миром природы;
  • Принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы;
  • Принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка. Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребенка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной среды;
  • Принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе;
  • Принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении и дальнейшем содержании и уходе за ним. Предполагает формирование у детей субъектно-личностного отношения к каждому живому объекту, ценностного отношения к нему.

По мнению С.Н. Николаевой, четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта позволит детям увидеть и осознать следующее:

  • Неразрывную связь живых организмов с внешней средой;
  • Морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания;
  • Появление нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
  • Специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета;
  • Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.

Грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Уголок природы. Работа с детьми в уголке природы позволяет конкретизировать знания детей о её предметах и объектах, обеспечивает возможность проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомления детей с миром во все сезоны года, что является весьма значительным для решения задачи всестороннего, комплексного развития ребёнка.

В дошкольных образовательных учреждениях функции уголка природы подразделяются на:

  • Социокультурную;
  • Интеллектуально-познавательную;
  • Направленную на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников;
  • Эстетическую;
  • Формирующую навыки позитивно-ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.

ü Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Она вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств.

ü В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.

ü Исходя из этого, при организации работы в уголке природы следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.

Если говорить о содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив:

  • Комнатные растения;
  • Декоративных животных;
  • Календарь погоды и природы;
  • Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
  • Художественную литературу о природе;
  • Дидактические игры природоведческого содержания;
  • Различные природные материалы;
  • Оборудование для организации труда в природе;
  • Образование для организации опытнической деятельности;
  • Модели, отображающие предметы и явления природы.

При отборе предметов, объектов и развивающих материалов уголка природы для каждой конкретной возрастной группы в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей. Объекты, предметы и материалы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительных эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы.
Вместе с тем объекты и материалы должны быть не только содержательно, но и физически доступны детям. Также должны учитываться санитарно-гигиенические требования, особенно при поборе и размещении растений и животных: к месту их размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за этими объектами, сами же объекты не должны наносить вред здоровью детей.