Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Структурой возраста Выготский назвал «внутреннее строение процесса развития» в пределах возраста, понимая этот процесс как «единое целое», «законами строения» которого «определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого». В возрасте стабильные периоды (развитие идет постепенно, эволюционно) и критические (развитие стремительно, бурно)
Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:
— кризис новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1 год);
— кризис одного года;
— раннее детство (1 — 3 года);
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет);
— кризис семи лет;
— школьный возраст (8—12 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (14—17 лет);
— кризис 17 лет.
Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:
1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев);
2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина:
1) младенчество (от рождения до года);
2) раннее детство (от года до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет);
4) старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
5) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
6) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
7) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Психосексуальное развитие по З.Фрейду состоит из:
1) оральной (младенчество) – 0-1 год
2) анальной (раннее детство) – 1-3 года
3) фаллической (дошкольное детство) – 3-5 лет
4) латентной (младший школьный возраст) – 5-12 лет
5) генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет
Периодизация В.И. Слободчикова:
1.Оживление (от рождения до 12 мес).;
2. Одушевление (от 11 мес.- 6,5 лет);
3. Персонализация (от 5,5 до 18 лет);
4. Индивидуализация (от17 до 42 лет);
5. Универсализация (от 39 до стар.) [5].
А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:
1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном
приспосабливается к социальной среде.
2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:
1) доверие – недоверие (1 год);
2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года);
3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет);
4) умелость и неполноценность (6-11 лет;
5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);
6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);
7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);
8) целостность и безнадежность.