Технологии развития профессиональной компетентности и становления педагогического мастерства воспитателя, его профессиональные задачи.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [2.С.95 ].
Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1. С. 74].
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [3. С. 4]
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
- воспитательно-образовательной;
- учебно–методической;
- социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4]
Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Профессиональные задачи педагога
Задача – обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированное в вопросе или задании. Осуществление решения задачи представляет собой поиск и определение неизвестных элементов через известные. Решить задачу означает достичь конкретного, искомого результата.
1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь:
Ø отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;
Ø отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;
Ø создавать у школьников мотивацию к учению;
Ø отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.
2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь:
Ø выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников;
Ø предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики;
Ø разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения;
Ø разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.
3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь:
Ø организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке;
Ø использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.);
Ø работать в команде;
Ø использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;
Ø проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией;
Ø взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;
Ø взаимодействовать с общественными организациями.
4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь:
Ø использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.);
Ø использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;
Ø формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;
Ø организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;
Ø отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.
5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь:
Ø анализировать собственную деятельность;
Ø опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);
Ø выбирать технологии самообразования;
Ø определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения.
Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами:
6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь:
Ø ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах);
Ø адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке;
Ø стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе;
Ø эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.
7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь:
Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие;
Ø привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность;
Ø эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач;
Ø надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования;
Ø управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров;
Ø решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами;
Ø обеспечивать и удерживать внимание класса;
Ø устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их;
Ø адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.
Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А,И. Герцена, 2004