Технологии развития профессиональной компетентности и становления педагогического мастерства воспитателя, его профессиональные задачи.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [2.С.95 ].

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1. С. 74].

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [3. С. 4]

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно–методической;

- социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [З. С.4]

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

 

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

 

Профессиональные задачи педагога

 

Задача – обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя: требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированное в вопросе или задании. Осуществление решения задачи представляет собой поиск и определение неизвестных элементов через известные. Решить задачу означает достичь конкретного, искомого результата.

 

1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь:

Ø отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;

Ø отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;

Ø создавать у школьников мотивацию к учению;

Ø отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.

2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь:

Ø выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников;

Ø предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики;

Ø разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения;

Ø разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.

3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь:

Ø организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке;

Ø использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.);

Ø работать в команде;

Ø использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;

Ø проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией;

Ø взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;

Ø взаимодействовать с общественными организациями.

4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь:

Ø использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.);

Ø использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;

Ø формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;

Ø организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;

Ø отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.

5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь:

Ø анализировать собственную деятельность;

Ø опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);

Ø выбирать технологии самообразования;

Ø определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения.

Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами:

6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь:

Ø ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах);

Ø адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке;

Ø стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе;

Ø эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.

7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь:

Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие;

Ø привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность;

Ø эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач;

Ø надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования;

Ø управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров;

Ø решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами;

Ø обеспечивать и удерживать внимание класса;

Ø устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их;

Ø адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.

Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А,И. Герцена, 2004