Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОО.

10.1. В педагогике используются термины «педагогический процесс», «образовательный процесс». Пед процесс-естестввзаимодвзр с детьми, создуслов для разви восп детей.

Ю. БабанскийПед. пр. – целостный процесс воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обуч ивосп». Образпр– это профессионально организованный процесс разв и воспреб. Т.о., понятие «обрпр» - более современная, уточненная формулировка понятия «педпр»; шире по знач, по количеству участ. в центре педпр-педагог, а в центре обрпр– реб.

обрпр- бережотнош к личн;- организацию жизни детей таким образом, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей. - использование ненасильственных методов управления деятельностью детей.

ПедС. Ткачев (не наказывать детей; не сравнреб с др, не жалов родит; не оскорблять)

А обеспеч успех во всех видах деятельности; хвалить от души; искренне прощать; - уважительно относиться к деятельности и личности детей.

Цельобрпр ДО– развдетей.Задачи:- обогащ дух мир детей, форм базис культ личн; разностразв,учет возраста, пола, способн, возможн; насыщать жизнь детей яркими переживаниями;

- формировать способ к саморазвитию детей; Функции: -созд условий для развития активности реб; организ. повед и деятел;- знакомство детей с окр; бережнотнош к личности и деятель реб.

Принц ОбрПр:

- целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц (Ю. Бабанский);

- гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, - принцип индивидуализации.

- принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, - принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний», по Н.Н. Поддъякову);

- принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.

Требования: - познан реб истинно челов ценностей; позн и осозн себя как члка; совпадение интересов детей и взрослых; простор для проявления творческих способностей.

А.П. Усова выделяла в структуре образовательного процесса следующие виды деятельности детей: занятия, игра, труд, бытовая деятельность. Педагог В. Кондратова: воспитание, обучение, организацию деятельности детей, планирование и руководство. Т.С. Комарова и А.Н. Троян предлагали выделить в структуре образовательного (педагогического): диагностика, планирование, педагогические мероприятия, контроль и анализ результатов.

Модель образовательного процесса дошкольного учреждения – это профессионально схематизированная характеристика особенностей образовательной работы. В данной характеристике учитываются стиль образовательной работы, позиция педагога, характер организации предметной среды.

(Н.Я. Михайленко): 1. Учебная. Дост: систематичность; наличие генеральной линии; доступность, соответствие профессиональной подготовке большинства воспитателей.

Недостатки: школьная тревожность, регламентация детской активности.

2. Комплексно-тематическая. Достоинства: большой простор для детской активности, творчества. Недостатки: отсутствие систематического образования.

3. Предметно-средовая. М. Монтессори. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды, опосредованно. Достоинства: положительный психотерапевтический эффект. Недостатки: сужение образовательного поля; многие пособия изготавливаются вручную.

4. Сборная модель. Все модели не противоречат друг другу. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова

1 блок – специально организованные занятия.(освоение форм знакового мышления, развитие произвольности психологических процессов, формирование реалистической оценки себя).

2 блок – совместная деятельность воспитателя и детей. В этом блоке решаются задачи развития культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающим миром.

3 блок – самостоятельная деятельность, когда создаются условия для развития творческих способностей детей, их самовыражения. В этом блоке реализуются принципы предметно-средовой модели. Педагог выполняет функцию создателя, преобразователя среды, косвенно руководит самостоятельной игрой, театрализованной, музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельностью детей.