Меры по дальнейшему развитию туристской отрасли

В части определения приоритетных направлений туризма и основных понятий, вводимых настоящей Концепцией планируется:

В области особо охраняемых природных территорий и лесного хозяйства

а) разработка критериев туристской привлекательности (далее -критерий), предъявляемых к приоритетным туристским проектам для долгосрочного пользования на участках ООПТ и государственного лесного фонда (далее – приоритетные туристские проекты), с учетом максимального сохранения природно-заповедного фонда республики, охраны природных ресурсов и генетических ресурсов в партнерстве с местным населением;

б) планирование развития экологического туризма на участках государственного лесного фонда, имеющих туристский потенциал, посредством разработки генерального плана (плана) развития инфраструктуры таких территорий (далее – генеральный план), на основе лесоустроительного проекта без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в соответствии с критериями;

в) планирование развития экологического туризма на территории ООПТ. Реализация национальных туристских проектов при условии соблюдения законодательства Республики Казахстан на основе лесоустроительного проекта без изменения функционального зонирования и перевода земель ООПТ в земли иных категорий;

г) согласование генеральных планов с уполномоченным органом по туризму (уполномоченный орган), который может вносить предложения при корректировании генеральных планов в части развития туризма в соответствии с критериями, при этом определять проекты бальнеологического назначения для оздоровления населения и объектов для осуществления экологического туризма приоритетными для реализации в ООПТ и на участках государственного лесного фонда;

д) при устойчивом использовании и управлении участками ООПТ и государственного лесного фонда по реализации туристских проектов необходимо обеспечить следующие меры:

усилить ответственность пользователей ООПТ и государственного лесного фонда за нанесение ущерба природной среде (незаконная рубка, загрязнение водоемов, порча природного слоя земли и т.д.);

рассмотреть механизмы поощрения природопользователей при увеличении площадей лесных насаждений, восстановлении объектов природно-заповедного фонда.

 

В области земельных отношений

Предлагается принятие следующих мер:

а) усовершенствование действующего института долгосрочного использования участков ООПТ и лесных ресурсов в целях развития туристских проектов, в том числе, усовершенствование условий договора долгосрочного возмездного пользования/лесопользования (далее - договор) земельным участком для осуществления туристской и рекреационной деятельности;

б) в качестве альтернативной меры при предоставлении земельных участков в пользование или в собственность предлагается предоставление инвесторам опциона на пользование/приобретение земельного участка;

в) рассмотреть возможность строительства сезонных построек и легких архитектурных форм (прибрежных кафе) на земельных участках водоохранных полос без использования тяжелых строительных материалов.

 

В области социального туризма

Внедрение туристских сертификатов в качестве документов, стимулирующих социальный туризм посредством вовлечения государства, работодателей и работников к механизму частичного субсидирования может обеспечиваться следующими мерами:

а) оптимизация регулирования правового статуса туристского сертификата как документа строгой отчетности, осуществляющего две функции - бухгалтерского и статистического учета (для оценки правильности формирования налогооблагаемой базы и для оценки туристских потоков, прогнозирования и планирования туризма в дестинации);

б) определение требований, предъявляемых к надлежащей форме и виду туристского сертификата и правилам его использования.

 

В области налогообложения

Рассмотреть возможность применения дополнительных мер налогового стимулирования туристской отрасли, в том числе в области социального туризма.

 

В области упрощения процедур миграционного контроля и оформления виз

Предлагается рассмотреть возможность реализации следующих мер:

а) продолжение работы по отмене или упрощению визового режима для граждан экономически стабильных государств, обеспечивающих поток туристов в страну;

б) дальнейшее упрощение процесса регистрации и учета иностранных граждан.

 

В области авиационного пространства

рассмотреть возможность реализации мер, направленных на создание конкурентных условий для развития рынка внутренних авиаперевозок, в том числе дальнейшее развитие программы субсидирования внутренних авиарейсов.

 

В области туристских услуг

обеспечение контроля за качеством оказания туристских, в том числе гостиничных услуг, посредством введения следующих возможных мер:

а) разработка обязательных квалификационных требований/стандартов, предъявляемых к работникам туристской индустрии, непосредственно оказывающим туристские услуги (гиды, работники туристских агентств, переводчики в индустрии туризма) в сфере въездного и внутреннего туризма;

б) разработка механизма контроля и мониторинга за надлежащим оказанием туристских услуг в сфере въездного и внутреннего туризма.

 

В области повышения безопасности въездного туризма

Обеспечение уполномоченным органом по туризму паспортизации наиболее крупных туристских маршрутов в пяти кластерах, включая тур «Мистический Алтай» в Восточно-Казахстанской области, тур по маршруту Великого Шелкового пути, проходящим через Алматинскую, Южно-Казахстанскую, Жамбылскую и Кызылординскую области, тур «Карагийская впадина» в Мангистауской области с привлечением иностранных экспертов и по согласованию с уполномоченным органом по чрезвычайным ситуациям,

а также разработка стандартов, применяемых при проектировании туров и туристских услуг по указанным крупным туристским маршрутам.

 

В области классификации мест размещения

Улучшение и реконструкция мест размещения, регламентация определения каждого вида мест размещения (гостиница, мотель, кемпинг, туристская база, гостевой дом, дом отдыха, пансионат и другие) и процедуры их оценки, в том числе:

а) учреждение официальной системы классификации гостиниц в соответствии с международными гармонизированными критериями на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями в рамках ЮНВТО и/или в соответствии с одной из широко применяемых классификационных систем.

б) определение организации, ответственной за классификацию гостиниц и выдачу соответствующего сертификата, осуществляющей контроль за поддержанием гостиницами рейтинговой оценки, а также ответственной за информационную поддержку по применению классификационной системы.

в) разработка недостающих стандартов применяемых к другим определенным типам мест размещений, а также регламентация четких и доступных для понимания правил оценки других мест размещения и контроля качества оказываемых в местах размещения туристских услуг.

г) обязательная классификация гостиниц и оценка других мест размещений расположенных в пяти туристских кластерах.

 

В области медицинских услуг

Обеспечение уполномоченным органом в сфере здравоохранения доступности медицинских услуг в пяти туристских кластерах, в соответствии с действующим законодательством.

 

В области прав на недвижимое имущество

Внедрение процедуры регулирования клубной системы отдыха, позволяющей приобретать в собственность или в долгосрочное возмездное пользование долю в туристской недвижимости, с последующей возможной сдачей внаем, что может обеспечиваться следующими мерами:

а) учреждение института «тайм-шэр», как вида ограниченной общей долевой собственности, дающей право на долгосрочное или пожизненное пользование и распоряжение долей объекта туристской недвижимости в целях обеспечения финансовой доступности проживания в туристских объектах для отдыхающих и гарантированного владения долей туристского объекта на праве ограниченной долевой собственности или долгосрочной аренды;

б) определение организационно-правовой структуры и системы управления клубов отдыха, участие в которых дает право на долгосрочное или пожизненное пользование и распоряжение долей объекта туристской недвижимости с учетом особенностей и специфики «тайм-шэр»;

в) определение объема прав и ограничений, участников, условий типовых договоров в рамках «тайм-шэр» (определение условий выкупа и последующей сдачи внаем доли), а также гарантий защиты права на долю объекта туристской недвижимости от притязаний третьих лиц по неисполненным обязательствам со стороны управляющих структур соответствующих клубов отдыха;

г) определение понятий «туристский объект», «туристская недвижимость», «туристское оборудование» и других смежных понятий.

 

В области развития рыболовного туризма

а) разработка критериев туристской привлекательности, предъявляемых к приоритетным туристским проектам для долгосрочного пользования рыбохозяйственными водоемами и (или) участками, с учетом максимального сохранения рыбных ресурсов республики в партнерстве с местным населением;

б) планирование туристского развития на рыбохозяйственных водоемах, имеющих туристский потенциал, посредством разработки генерального плана (плана) развития инфраструктуры таких территорий, на основе рыбохозяйственного устройства в соответствии с критериями;

в) планирование развития туризма на водоемах в генеральном плане развития инфраструктуры рыбохозяйственного водоема (далее - генеральный план);

г) согласование генеральных планов туристского развития рыбохозяйственных водоемов с уполномоченным органом по туризму, который может вносить предложения по корректированию генеральных планов в части развития туризма при этом определять проекты бальнеологического назначения для оздоровления населения и объектов для осуществления экологического туризма приоритетными для реализации на рыбохозяйственных водоемах;

д) управление развитием туристских проектов на рыбохозяйственных водоемах может осуществляться посредством создания специализированной организации, обеспечивающей выполнение следующих функций:

поиск и привлечением инвесторов разных уровней из государственного и частного секторов для обеспечения инвестиционных потоков;

выбор приоритетных туристских проектов в соответствии с критериями и генеральными планами, а также осуществление сопутствующих разрешительных и согласительных процедур;

внесение предложений в заинтересованные государственные органы по распределению и предоставлению инвесторам земельных участков, на которых расположены привлекательные для туристского развития рыбохозяйственные водоемы, для реализации приоритетных туристских проектов при наличии положительной экологической экспертизы предлагаемого проекта;

разработка иных альтернативных механизмов управления туристскими проектами и взаимодействие государства и частных инвесторов в развитии и управлении туристской инфраструктурой;

контроль за выполнением проектов инвесторами в соответствии с генеральными планами инфраструктуры и экологическими требованиями;

е) при устойчивом использовании и управлении рыбохозяйственным водоемом и (или) участком по реализации туристских проектов необходимо обеспечить следующие меры:

усилить ответственность пользователей рыбохозяйственных водоемов за нанесение ущерба природной среде (незаконное рыболовство, загрязнение водоемов, несоблюдение природоохранного законодательства при нахождении на водоемах и т.д.);

рассмотреть механизмы поощрения пользователей при увеличении воспроизводства рыбных ресурсов.