Россия в контексте мировых цивилизаций.

Исторически Россия оказалась на перекрестке двух мировых культур — Востока и Запада, вбирая в себя влияние того и другого, одновременно переплавляя в себе традиции, культуры, религии многочисленных народов, входящих в ее состав.

Историческая миссия России - стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, ей удалось соединить православно-христианскую Европу и тюрко-мусульманский Восток, что определило такое разнообразие культур в рамках единой цивилизации.

Славянские племена — будущая Русь — шли сложным и трудным путем к созданию цивилизационных основ жизни. Скандинавия дала нашему отечеству первых государей, а контакты с Византией, благодаря христианизации, втягивали Русь в орбиту молодых, цивилизующихся народов. Цивилизуясь сама, Русь пыталась цивилизовать степных соседей-кочевников, заводя с ними дипломатические связи, организуя браки. Но это развитие было прервано катастрофой. Татаро-монгольское иго стало причиной выхода России из цивилизованного европейского пространства, отбросило ее назад.

В результате, разумеется, не могла идти речь ни о «правильном» феодализме, ни тем более о возникновении третьего сословия, сколько-нибудь напоминавшего европейское. Если в Европе централизация происходила как результат внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие, то Россия получила свое единство в результате борьбы с татарами. Но через борьбу с ними она получила и некоторое единство с Азией. Русский менталитет позаимствовал многие черты восточного, русская культура несла на себе отпечаток азиатского владычества.

Дальнейшее становление русского государства происходило под властью всесильных монархов. С реформ Петра Первого Россия стала заимствовать достижения Европы, но всё это шло насильственным путём и не привело к развитию демократизма. Окончательно вестернизация прекратилась при коммунистах, хотя идеология марксизма была взята именно оттуда. Получается, что отрицая Европу, Россия у нее училась, заимствовала оттуда технологии.

На взгляд Европы, Россия была страной азиатской, на взгляд Азии — страной европейской. Эта двойственность соответствовала её судьбе. Даже в самой религии чувствуется это двойное влияние. Христианство — европейская религия, это религия Запада; приняв ее, Россия тем самым отдалилась от Азии, но христианство, воспринятое ею, было восточным — оно шло из Византии.

Российская цивилизация не стала западной в силу своих географического и исторического развития, все воспринимаемые оттуда инновации сливались с традициями и не давали идти по западному пути. Захваченная процессом вестернизации ей удалось не попасть в порочный круг слаборазвитости. Россия также не принадлежала и к Азии. Татары, по-видимому, должны были сроднить ее с Азией; внешними узами они успели это сделать, но духовно не смогли, потому что Россия — держава христианская.

Сегодня Россия играет огромную роль в мировом сообществе. В политическом плане Россия выступает державой с глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. Политическая значимость России подкреплена ее экономической мощью. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран. Россия обладает огромным природным потенциалом, что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.