Атомистика Демокрита

Во второй половине 5 в. до н.э. на севере Греции появился новый центр науки – город Абдер. По мнению многих историков философии, именно в этом городе жил и творил создатель атомистической философии Демокрит (ок. 460-370 до н.э.).

Демокрит за свою долгую жизнь приобрёл огромное количество знаний. Его труды представляют энциклопедию своего времени. Диоген Лаэртский приводит более 70 названий его работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии. Глубина и широта его трудов снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких, как Аристотель, Цицерон, Плутарх и т.д.

Термин «атомос» с древнегреческого переводится как неделимый. Весь мир состоит из атомов и пустоты. Даже душа человека состоит из атомов.

Что же представляют собой атомы, из которых состоят все предметы природы и изучение которых даёт возможность раскрыть причинные связи о мире?

Атомы, по Демокриту, различаются друг от друга по четырем признакам. Во-первых, - по форме. Так, по Демокриту, атомы души и человеческой мысли имеют сферическую форму. Атомы могут быть самой причудливой формы, и в зависимости от неё образуются различные вещи. Во-вторых, атомы различаются по величине. Атомы, утверждает Демокрит, могут быть настолько малы, что в силу этого они уже недоступны для восприятия их организации чувств человека. Но они могут быть и очень велики. В-третьих, они отличаются по порядку. В-четвертых, они отличаются по положению.

Каждый атом, с точки зрения Демокрита, вечен, а потому и вся природа, весь мир вечны; природа состоит из вечных, неуничтожимых, не исчезающих и вновь не появляющихся атомом. Атомы неизменны. Они не могут изменить свою природу. Они непроницаемы, безусловно, объективны или, как говорит Демокрит, телесны. Обладая неделимостью, внутренней устойчивостью, неразложимостью, атомы постоянно движутся, изменяют своё положение в пространстве.

Как же, по мнению Демокрита, образуются вещи в природе? Атомы по внутренней своей структуре неизменны, неразложимы; им присуще лишь перемещение в пространстве. Возникновение новых предметов Демокрит объясняет изменением сочетаний атомов вследствие их перемещения. Демокрит утверждает, что вселенная существует вечно. Движение столь же вечно, как вечна и сама вселенная, ибо атомы всегда перемещались в пространстве, всегда находились в движении. Наряду с материальными атомами существует пустота. Наличие атомов и пустоты есть обязательная предпосылка для осуществления любого перемещения атомом в пространстве.

Большой интерес представляет учение Демокрита о строении вселенной. Он считал, что расстояние между мирами не одинаково. В ряде фрагментов Демокрита содержится указание на то, что существует бесконечное множество миров. Он писал, что одни миры еще развиваются, другие находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. В одно и то же время в разных частях вселенной происходит и возникновение и уничтожение миров, происходит различное движение атомом, движение веществ. Новые тела и миры возникают от сложения атомов; уничтожаются они от разложения на атомы.

Крайне интересна теория познания (гносеология) Демокрита. Если состоит из разнообразных по форме, величине, порядку и расположению атомов, если все предметы в природе различны, а целом природа подчинена необходимости и причинной связи, то возникает вопрос: как же познать эту сложную, многообразную, находящуюся в вечном и постоянном движении природу?

Демокрит разработал довольно стройную гносеологию. Он делил всё познание на познание по истине и познание по мнению. Познание по истине он называет светлым. Оно характеризует объективные признаки вещей: то, что атомы существуют, то, что они движутся, то, что они такой-то величины и такой-то формы. Знание по истине, т.е. наиболее совершенное знание, основано на свидетельстве разума. Всё остальное, например восприятие человеком цвета, звука, запаха и т.д. – всё это основано на мнении, а потому есть знание несовершенное, или, как его называл Демокрит, знание темное.

Несмотря на то, что чувства, по мнению Демокрита, не дают полного и истинного знания, всё же без них невозможно разумное познание вещей. Они дают разуму материал, без которого нельзя сделать логически выдержанного и стройного философского обобщения.

Что касается механизма чувственного восприятия в частности восприятие человеком цвета, то этот процесс Демокрит объяснял учением о так называемых «эйдосах», или образах. Он считал, что от каждого предмета исходят частицы, образующие как бы его внешнюю оболочку. Какой бы предмет человек ни воспринимал, он всегда воспринимает исходящие от этого предмета частицы, напоминающие собой предмет в целом.

Взгляды Демокрита на общество тесно связаны с его политической ориентацией. Он был решительным сторонником греческой рабовладельческой демократии. Для правящего класса рабовладельцев главным врагом были рабы и демос. Раб в античности не считался человеком. Поэтому победившая рабовладельческая демократия и провозглашает свои принципы и ценности «общечеловеческими». Всё это отражается во взглядах Демокрита на общество.

Прежде всего, он стремится «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди в начальных стадиях своего развития, жили неупорядоченной и животной жизнью. Прогресс, по мнению Демокрита, был достигнут за счет того, что люди познали огонь и другие вещи, было изобретено искусство.

В своих политических взглядах Демокрит является типичным представителем своего класса. Его взгляды в этой области являются смесью индивидуализма им стремления поддержать авторитет древнегреческого полиса как основной формы государства греческой рабовладельческой демократии. Поэтому ценности и воззрения своего собственного класса он считал универсальными. «Верность» рабовладельческой демократии ему представлялась одним из наивысших как политических, так и этических принципов.

Подобной же точки зрения руководствуется Демокрит и в отношении собственности, Он не осуждает накопления, приобретения собственности, но осуждает лишь такое приобретение дурными способами.

Этика Демокрита тесно связана с его социальными и политическими взглядами. Он пытается сформулировать некие «универсальные» моральные правила. Центральным в его этике является «достижение доброй мысли». Путь к этому – через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством достижения добродетели Демокрит считает убеждение и воспитание в духе нравственности. «Принуждением» человека нельзя сделать добрым.