ГОРОД КОВРОВ (историческая справка)

В XII столетии при Великом Князе Юрии Долгоруком основаны в здешнем Владимирском крае многие селения и города.

Для доставления Князю зверей в 1130-х годах поселился здесь зверолов Елифан, и место его жительства получило название Елифановка.

Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, воздавая последний долг умершему в 1157 году родителю своему строением церквей и обителей во Владимире и вниз от города Боголюбова по течению реки Клязьмы на правом берегу ее, первую церковь построил во имя Спаса, что в Купалищах (где были еще язычники и поклонялись богу — Купале).

Ко дню Успения Божьей Матери Великий Князь прибыл к месту, где ныне село Любец, имеющее самое живописное местоположение. Место это полюбилось Князю. «Любо здесь», - сказал он и велел построить церковь во имя Успения Божьей Матери.

Хотелось Князю побывать в Стародубе, но обстоятельства отвлекли его к Князьям Суздальским. Великий Князь, возвращаясь уже зимою из Суздаля опять к Стародубу, из-за вьюги сбился с пути и, не надеясь уже на спасение, попал в стан деревни Елифановки на канун Рождества Христова. По случаю своего чудесного избавления от верной гибели он приказал выстроить тут Рождественскую церковь.

На утро, отогревшись и отдохнув, Великий Князь отправился к обедне в Стародуб (ныне называемый Клязьминский городок). Отсюда он поехал далее и при устье реки Тары и Мстерки приказал построить церковь во имя Богоявления Господня, где ныне поселок Мстера.

С тех пор, как Великий Князь приказал построить в д. Елифановке деревянную церковь, деревня эта получила название села Рождественское.

Сын Елифана Василий Елифанов взялся срубить и поставить эту церковь. При освящении ее Великий Князь наградил его пустошами, лесами и лугами от реки Нерехты по Гремячий враг по Клязьме на кривой дуб и старую ветлу до Нерехты же, как это значится в писцовых книгах Дьяка Михаила Трусова и Федора Витовтова. Позже эти угодья переходили из рода в род под названием пустошей Елифановских.

В XIII веке частые набеги татар, беспокоившие жителей села, вынуждали их укрываться в лесах. Войска хана Батыя, взявши Гороховец и Муром, разграбили и сожгли село Рождественское. Жители скрывались в двух верстах от него на Шириной горе (искусственные насыпи и доселе свидетельствуют об этом убежище жителей села Рождественское). В последующее время от разных набегов вражеских многие из жителей этого села удалились в укрепленные города, и будто бы поколение Елифановых переселилось в город Суздаль.

В XIV столетии село Рождественское было пожаловано в отчину князьям Коврам, из фамилии Стародубских, живших в 14 верстах от Рождественского в городище Стародубе-Ряполовском (ныне называемый Клязьминский городок).

Название Ковры пошло, оттого что один из князей Стародубских-Ряполовских, а именно князь Андрей Федорович, во время Куликовской битвы с Мамаем в 1380 году ворвался в ставку Ханскую и взял из нее дорогой ковер, за каковой подвиг Великий Князь Дмитрий Иоаннович Донской и назвал князя Андрея Ковром. По имени новых владетелей село Рождественское и начало называться Коврово.

С 1505 года при Великом Князе Иване III один из Князей Ковров, или как начали называть их Ковровых, а именно Князь Василий Ковер, или Ковров, был первым Российским наместником вновь приобретенной великой Перми, сыновья его были: Андрей, Иван и Семен Васильевичи. Этим трем братьям в 1533 году учинен раздел родовых поместий.

Село Рождественское, Коврово тож, досталось на часть Князю Семену Васильевичу по прозвищу Волк. Его сыном Иоанном в 1567 году село приложено к Суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю при архимандрите Савватии, а в 1572 году вдовой, после Князя Василия Ивановича, Мариею, урожденною Княжной Мезецкой, к тому же монастырю приложены: сельцо Андреевское, деревни Сувориха, Салтаново, Угримово, Фролово с пустошами, лесом, рыбными и бобровыми ловлями. Внуком Князя Ивана Андреевича к тому же монастырю при архимандрите Иове приложены деревни с пустошами: Садищи, Коверзино, Ивакино и Витино, а в 1577 году двоюродным братом Князя Никиты, Князем Иваном, сыном Осипа Андреевича, который в этом году предводительствовал стрельцами и боярскими детьми против татар, приложены сельцо Шашовка и деревня Зуреево с пустошами.

Поступивши в 1567 году во владение Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, Ковров с деревнями Шашовым и Салтанихой, так и оставались достоянием монастырским до времени отобрания от монастырей имений при Императрице Екатерине II.

Вскоре после отчисления от Спасо-Евфимиевского монастыря село Коврово в 1778 году при Екатерине II переименовано в уездный город.

Открытие города производил Владимирский наместник Воронцов, который любил охотиться в густых лесах Ковровских, и, встречая всегда во время охоты множество зайцев по представлению наместника так и утвержден герб для Коврова: в нижней части сидящие два зайца в зеленом поле, в верхней – герб Владимирский (в красном поле стоящий на задних лапах лев).

В 1789 году новооткрытый уездный город Ковров весь сделался жертвою пожара, почему на короткое время и обращен был в посад, — а потом в 1804 году опять утвержден городом.

В 1817 году в Коврове числилось 177 домов, насчитывалось 887 жителей, имелось 2 церкви, велась значительная торговля хлебом (привозился с поволжских пристаней и из Моршанска), солью (из Нижнего Новгорода), рыбой (из Астрахани), деревянными изделиями. Значительную долю среди занятий местных жителей составлял офенский промысел - мелкая торговля в разноску и в развозку по малым городам, селам и деревням с книгами, бумагой, шелком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками. Офени (коробейники) разговаривали между собой на тайном жаргоне бродячих торговцев. В воровской среде это называлось «ботать по фене». Пример языка: «Да позагорбил басве слемзить: астона басвинска ухалила дряботницей».

В 1834 году с 9 на 10 июля город Ковров опять почти весь выгорел. Сохранились только присутственные места, церковь, гостиный двор и 10 обывательских домов. Владимирский вице-губернатор Смирнов, прибывши в Ковров 10-ого числа, предложил чиновникам сделать пожертвование в помощь погоревшим. Потом, объезжая прочие города губернии, везде побуждал к посильной помощи Ковровчанам. Гражданский губернатор Сергей Степанович Ланской в представлении своем министру, отчетливо изложив о плачевном состоянии города, ходатайствовал довести об этом до ведения Государя.

Государь Император Николай Павлович Высочайше повелеть соизволил: отпустить из казначейства 30 000 рублей в ссуду погоревшим жителям сроком на 15 лет, без процентов, под залог с круговым поручительством с рассрочкой в уплате. В пользу жителей, лишенных возможности воспользоваться ссудой, Высочайше введено открыть подписку по Владимирской губернии.

Через два года после пожара, именно в 1836 году августа 14 числа в 7 часов пополудни, Государь Император Николай Павлович посетил проездом г. Ковров. С утра до двух часов за полдень погода стояла ненастная, крупный дождь разгонял толпы любопытных, но к счастью, ненастье кончилось; запад, куда были устремлены взоры любопытных, прояснился; солнце в полном сиянии начало закат свой. Тысячи народа, расположившись по всем направлениям назначенного тракта, с жадностью смотрели по возвышенности поймы, откуда видны были скакавшие экипажи свиты Его Величества. Лишь только флигель-адъютант Львов сказал, что в следующем экипаже изволит ехать Государь, народ бросился к мосту. «Здорово дети!» - было первым приветственным словом Царя собравшемуся народу. Как скоро экипаж въехал на мост, Государь изволил снять фуражку, перекрестился и спросил: «Какая река?» - «Клязьма, Ваше Величество» - отвечал народ и опрометью бежал за коляской Государя. Когда же она поднялась в гору к собору, сотни усердствовавших взялись за постромки и вынесли ее на себе. На крыльце назначенной квартиры (дом чиновника Остроумова) Его Величество изволил принять от городничего рапорт и спросил городского голову Илью Шаганова: «Чей этот каменный дом, что возле реки?» - «Моего родителя купца Федора Шаганова» - отвечал тот. Государь изволил взойти в назначенные комнаты. Народ покрыл собой всю площадь и беспрерывное «ура!» оглашало воздух. Император в вицмундире с серебряными эполетами с графом Бенкендорфом и полковником Раухом кушал русский хлеб-соль. Сквозь окна народ смотрел на своего отца с сердечным умилением. Три четверти часа продолжался обед Его Величества и, когда лошади были поданы, Бенкендорф, вышед вперед, принял прошения. Государь сел в коляску, народ, окружив ее, препятствовал ехать. Император легким наклонением головы и улыбкой изъявил свое удовольствие, потом рукой сделал знак, чтобы народ освободил экипаж. Видя удовольствие Царя, народ добровольно раздвинулся; экипаж быстро полетел и скоро скрылся за городом, при заходе солнца в 8 часов пополудни.

В 1857 году августа 7-го числа г. Ковров опять сделался жертвой пламени; в этот пожар сгорело 54 лучших обывательских домов. Наконец в 1872 году июля 16 еще раз страшный пожар опустошил г. Ковров, испепеливши 57 домов, почти в тех же кварталах, в каких был пожар в 1857 года. Кроме того, эпидемия холеры, опустошившая в последнее время часть России, не миновала и г. Ковров, похитив в нем немало жертв в 1848, 1860, 1866 и 1871 годах. Несмотря на так часто повторявшиеся тяжелые года, г. Ковров, по милосердию Божью, со временем довольно хорошо обстроился и значительно увеличился жителями в года, последующие за уничтожением крепостного права в 1861 году, а потом еще, когда в полуверсте от него прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги.

Местная глубокочтимая святыня города есть Святая икона Смоленской Божьей Матери, написанная, как говорят люди знающие, более 300 лет тому назад. Эта икона, по преданию, найдена чудесно сохранившеюся и нимало невредимою на пепелище деревянной дотла сгоревшей церкви села Новоселок, Нестеровки тож, бывшего в 7-ми верстах от Коврова и теперь не существующего. Икона Смоленской Божией Матери в настоящее время находится в Христорождественском соборе города в сребро-позлащенной ризе с жемчужным убрусом и венцом из разноцветных камней на главе Богоматери. Пред нею соборным причтом с давних пор совершается торжественное молебно-акафистное пение по дням воскресным, — и 10-е августа — день празднования Смоленской Божьей Матери для Ковровчан всегда составляет большой праздник.

Судьба Коврова в XX столетии мало чем отличалась от судьбы страны в целом. Вместе с развитием промышленности было разорение церквей и уничтожение векового духовного наследия, был самоотверженный труд для победы в Великой отечественной войне, была всеобщая идеологизация, последствия которой еще не смыты с лица города – старинные улицы до сих пор носят имена «героев» переворота 1917 года.

Современный Ковров – второй (после Владимира) по величине и промышленному значению город области. Население около 150 тыс. человек. Город имеет четкую планировку; железная дорога пересекает город с запада на восток. Благодаря тому, что современная застройка ведется в основном к югу от железной дороги, в северной части города сохранилось старая планировка конца XVIII века с множеством домов того времени.

На сегодняшний день в городе действуют четыре храма: старейший (1778 года постройки) Христорождественский собор, Спасопреображенский собор, церковь Ивана-воина, церковь Феодоровской иконы Божьей Матери. Ведется восстановление храма Знаменской женской общины, строительство часовни Благовещения Божьей Матери в южной части города на въезде со стороны п. Мелехово.