Организационно-экономическая характеристика рисков ПАО КБ «Восточный экспресс»

Вопрос управления рисками сегодня актуален для всех рыночных субъектов, но особое значение он приобрёл для кредитных организаций. Сложность управления рисками в банковской практике связана прежде всего с их многоаспектностью, спецификой возникновения и проявления, взаимозависимостью в изменяющихся условиях, сложностью формализации и многими другими факторами. Проблемы, проявившиеся в деятельности российского банковского сектора в ходе кризиса, свидетельствуют о недостатках существующих систем риск-менеджмента в коммерческих банках.
Необходимость совершенствования процесса организации риск-менеджмента в коммерческих банках обусловлена следующими факторами: глобализацией мировой экономики; реализацией в российском банковском секторе Базельских соглашений (Базель-2 и Базель-3); возникновением дисбалансов в финансовом секторе экономики; повышением финансовой устойчивости; расширением масштабов банковской деятельности; оптимизацией ожидаемых прибылей и убытков; совершенствованием банковского регулирования и надзора по вопросам идентификации и оценки рисков; совершенствованием механизмов управления и т.д. В ближайшие годы российскому банковскому сектору необходимо преодолеть последствия мирового финансового кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В связи с этим одной из главных целей развития банковского сектора является повышение эффективности управления рисками в кредитных организациях.
Рассмотрим существующую модель риск-менеджмента на примере акционерного общества коммерческого банка «Восточный экспресс» - крупного регионального специализированного розничного банка с сильно развитой сетью продаж. В процессе управления банковскими рисками «Восточный экспресс» выделяет следующие этапы:

- идентификация всех основных рисков, возникающих в деятельности банка;

- анализ идентифицированных рисков и их оценка, расчёт совокупных рисков;

- принятие решения о проведении или непроведении операций, подверженных риску, ограничение идентифицированных рисков, формирование резервов на возможные потери;

- контроль соблюдения установленных процедур управления рисками и ограничений уровня принимаемых рисков;

- постоянный мониторинг и оптимизация установленных ограничений с учётом оценки результатов деятельности банка, связанных с принятием определённого вида риска.

ПАО КБ «Восточный экспресс» определяет следующие существенные виды рисков для своей деятельности: кредитный риск, рыночный риск, риск ликвидности, операционный риск. Проведём оценку развития и модернизации существующей модели риск-менеджмента в Восточном экспресс банке в 2010 г. по существенным для банка рискам: кредитному, рыночному, ликвидности, операционному.

Как и для всех остальных коммерческих банков, кредитный риск является для Восточного экспресс банка наиболее значимым видом риска. В управлении и мониторинге кредитного риска в банке выделяют четыре направления: корпоративные клиенты, частные клиенты, концентрация и кредитный портфель.
Кредитный риск корпоративных клиентов. В целях ограничения и мониторинга кредитного риска корпоративных клиентов в Восточном экспресс банке действует система внутренней рейтинговой оценки контрагентов, устанавливаются лимиты и ограничения в отношении различных групп контрагентов, регионов и стран, отдельных кредитных продуктов и операций, подверженных кредитному риску. В 2010 г. банк в рамках совершенствования управления и мониторинга кредитного риска корпоративных клиентов осуществил следующее:

- внедрил новую систему оценки кредитного риска корпоративных клиентов, основанную на статистике дефолтов заёмщиков и интегрированную в процесс принятия решения о выдаче кредита заёмщикам среднего и крупного бизнеса, а также крупнейшим клиентам;

- ввёл новые инструменты управления кредитным риском субъектов малого предпринимательства, что позволило стандартизировать и упростить процедуру анализа рисков.

Кредитный риск частных клиентов. Банк осуществляет непрерывный мониторинг качества розничного кредитного портфеля в разрезе подразделений и в разрезе основных кредитных продуктов.
Концентрация кредитного риска. Кредитный портфель Восточного экспресс банка по отраслям экономики достаточно хорошо диверсифицирован. Крупнейшими отраслями в структуре кредитного портфеля в 2010 г. являются торговля и услуги с долями 8,3 и 8,2% соответственно. Кредиты физическим лицам составляли на 31 декабря 2010 г. 10,3% кредитного портфеля, их доля снизилась в 2010 г. на 0,4 п.п. Структура корпоративного кредитного портфеля банка в целом сопоставима со структурой ВВП.
Качество кредитного портфеля. Об эффективности управления кредитным риском в коммерческом банке можно судить по качеству кредитного портфеля.

Риск нормативной ликвидности — это возможные проблемы, связанные с выполнением нормативов ликвидности. Банк ежемесячно осуществляет прогноз нормативов ликвидности и контроль их соблюдения с учётом не только регуляторных ограничений, но и более строгих внутренних лимитов.

Риск физической ликвидности — это проблемы, связанные с недостаточностью какой-либо валюты для покрытия обязательств банка. Инструментами управления риском физической ликвидности в краткосрочной перспективе являются прогноз потоков платежей и контроль доступных резервов ликвидности. Нормативы ликвидности в течение 2009 и 2010 гг. соблюдались банком с существенным запасом, то есть можно сказать, что для банка был характерен риск избыточной ликвидности. Для его снижения Восточный экспресс банк в течение 2010 г. направлял избыточные средства в кредиты и ценные бумаги, а в мае они были использованы для погашения субординированного кредита.

Банк выделяет следующие категории рыночного риска:

- процентный риск по неторговым позициям;

- рыночный риск по торговым позициям, который включает в себя:

- процентный риск по портфелю долговых ценных бумаг, фондовый и валютный риски.

Оценка процентного риска по неторговым позициям проводится с применением гэп-анализа путём перераспределения активов и пассивов по договорным срокам до погашения при фиксированных процентных ставках и по срокам до пересмотра процентной ставки при плавающих процентных ставках.

Анализ развития системы риск-менеджмента в Восточном экспресс банке показал, что для успешного достижения своих целевых ориентиров банком проводится серьёзная модернизация системы управления основными видами рисков, присущими банковской деятельности.
Управление системой банковских рисков является одной из важнейших логичных составляющих организованного процесса функционирования банка, и поэтому оно обязано быть интегрировано в этот процесс. Стратегия управления банковскими рисками должна органично вписываться в общую стратегию банка по управлению имеющимися в распоряжении активами и пассивами, а также должна быть взаимосвязана с другими стратегиями в соответствии с критериями системности и комплексности.
На наш взгляд, эффективный риск-менеджмент способствует в первую очередь предотвращению крупных финансовых потерь. Надзорные требования и раскрытие информации о рисках являются вторыми по значимости стимулами управления рисками. Действительно, пренебрежение принципами управления рисками, особенно в условиях экономической нестабильности, способно оказать негативное воздействие на суждение регулирующих органов и заинтересованных сторон о финансовой устойчивости и культуре корпоративного управления в банке.
Если оценивать в целом банковский сектор, то к приоритетным направлениям совершенствования банковского риск-менеджмента в настоящее время, на мой взгляд, относятся:

1) Формирование комплексного подхода к управлению рисками, снижение зависимости от количественных оценок риска. Кредитные организации должны расширить карту принимаемых на себя рисков, особое внимание уделяя регулированию нефинансовых рисков, а также совершенствованию технологий управления ими.

2) Совершенствование организационной структуры риск-менеджмента, отказ от формального подхода к управлению рисками, профессиональная переподготовка персонала, а также создание системы мотивации (прежде всего денежной) качественного управления рисками.

3) Улучшение качества рейтингов и оценки величины ожидаемых рисков путём повышения ответственности рейтинговых агентств, совершенствования применяемых методик оценки и т.д.

4) Совершенствование нормативно-правовой базы риск-менеджмента, повышение роли надзорных органов в процессе управления рисками, контроль за принятием чрезмерных рисков.

5) Внедрение автоматизированных систем обработки информации, совершенствование применяемых методик, поддержание гибкого процесса подготовки отчётности.

6) Усиление контроля акционеров над процессом принятия бизнес-решений, отделение функции управления рисками от функций фронт-офиса.

Внедрение интегрированной системы риск-менеджмента должно происходить постепенно, в соответствии с чёткой последовательностью. Деятельность выстроенной системы должна отвечать основным принципам и задачам, а также соответствовать критериям эффективности банковского риск-менеджмента.