Открытие Северной Америки испанцами. Римо-католические миссии во Флориде и Калифорнии.

Северная Америка в течение всего XVII века и нач. XVIII была открыта для внешних колонистов/авантюристов. Потом Англия сумела объединить 13 своих колоний в конфедерацию. В конце XVIII назревали тенденции отделения митрополии. Были испанцы, англичане, голландцы и даже русские. Прилегающие к Мексике территории (Калифорния, Флорида, Техас) ... . Многие конкистадоры надеялись на севере найти что-то вроде ацтекской империи. Всевозможные европейские легенды. Семь городов Сеголы; легенда об Эльдорадо. Конкистадоры по-прежнему выходят из Мехико в походы, но ситуация уже изменилась: индейцы узнали психологию испанцев и научились на ней играть. Сами стали фабриковать легенды о мифическом золоте, чтобы отвлечь испанцев от своих поселений и городов. Первое движение испанцев - на кораблях по часовой стрелке вдоль побережья Мексиканского залива. Назвали полуостров "Пасха Флорида", т. е. "Цветущая Пасха". Открыта в 1513. Он же открыл Гольфстрим(?). 1526 золотоискатель Васкес де Айлион вынужденно устроил колонию в устье реки на побережье нынешней Каролины. Зазимовал не от хорошей жизни. Колонию назвали Сан-Мигель. Многие погибли, вернулась 1/4 экспедиции. Было и 3 монаха-доминиканца. 1528 Панфило де Нарваес (рыжий одноглазый гигант) высадился во Флориде с 400 солдат, несколько капелланов и монахов францисканцев, и рабнегр Эстеваник (Стефан). В первом же прибрежном селении наткнулся на золотую безделушку. Вождь отправил их вглубь континента, оставив корабли. Кораблям приказано ожидать в какой-то бухте. Что-то перепутали, в итоге по возвращении не было ни кораблей, ни запасов. Перед тем дошли до городка апалачей, разграбили, но ничего ценного не нашли. Когда вышли на побережье, а кораблей нет, стали строить лодки из подручных материалов, переплавляли доспехи на металл, паруса из рубашек. Когда вышли на этих лодках в море, Нарвалес крикнул - "дальше каждый сам за себя", двинулся "прямым" путём в Мексику и пропал. Остальные шли вдоль берега. Одни погибли, другие голодали, третьи попали в плен к индейцам. Был офицер, и с ним негр Эстеваник. Индейцы не расположены были их особо привечать, но кто-то из родственников вождя заболел, предложили полечить. Генерал, помолившись, осенил несколько раз большого крестным знаменем, тот исцелился. Их помиловали. До 1533 там жили, потом решили бежать в Мексику. Ещё 3 года добирались до границы, после чего их встретил пограничный патруль. Добрались 4 человека. В 1536 доставили к Кортесу. Кавесо де Вако написал отчёт. Там упоминал индейские легенды. Они передавали, что где-то есть какие-то города. На самом деле это были не города, а поселения-"муравейники" племени Зумии. Он же интерпретирует это в духе легенды о 7 городах Севулы. Вицекороль послал туда Франциско Васкеса де Карронаго, губернатора провинции. Из участников остался один Эстеваника. Карронаго решил выдвинуть вперёд авангард, направил монаха Маркеса Дениса, а в помощь ему - Эстеваника. Из какого ордена был монах - неизвестно. Ему поручили под прикрытием миссионерства разведать всё о городах. Он сам идти не хотел, выстал вперёд Эстеваника. Тот был неграмотным. Договорились так: если что-то обнадёживающее, ставит крестик, и чем лучше тем больше. Проблема: Эстеваник остро почувствовал свою значительность, когда ему дали в подчинение индейцев. Потом освоил метод исцеления крестным знамением. Объявил себя пророком. Собрал коллекцию украшений етс. Рисовал гигантские кресты, т. к. такая жизнь ему очень нравилась. Наконец, когда Эстеваник совсем потерял контроль над собой, не смог вовремя убраться из племени, его заподозрили в шпионстве, убили ночью. Маркос Дениса еле унёс ноги, по сути ничего не узнал. Когда прибыл в Мехико как губернатор, ему было неловко признаваться в неуспехе, наплёл небылиц. В итоге организована серьёзная экспедиция. 1540. Ничего не нашли. Миссионер Хуан де Кадилья остался среди индейцев, мученически скончался через несколько лет проповеди. Фернандо де Сота. В 1539-42 с маленьким отрядом пешком обследовал всю юго-восточную часть США. Знал, что предыдущие экспедиции умирали от голода. Взял 13 свиноматок. Стадо размножалось, под конец - более 500 голов. Много странностей в этой экспедиции. Офицеры дезертировали, уходили в индейские племена, набирали жён етс. Миссионерство не получилось из-за жестокого отношения к индейцам. Ночью их подожгли, сгорела вся одежда и расковалось оружие. В тех местах почти все американские месторождения нефти. Но они искали лишь золото. С этой экспедиции Испания стала пересматривать колониальную политику. Стало ясно, что кочевых индейцев не захватишь. Флорида, Калифорния, Техас. Флорида - болотная тропическая страна. Хороший климат только около океана. Испанцы не хотели жить там, пока не прибыли французы-гугеноты под руководством Жана Рибо. Чтобы их выбить, послали генерала Педро де Авильеса. Жестоко расправился с французами. Те через несколько лет организовали пиратский рейд и всех повесили - "не как испанцев, а как убийц". Высадка генерала произошла в день памяти блж. Августина. Колония стала фортом, опорным пунктом. Свящ. Франциско де Мендо Саграхалес 1566 миссия Себастьяна Мандера. Больница. В 1565 семинария. В 1606 Флориду впервые посетил епископ с Кубы, положил нескольких клириков, всех миропомазал (у католиков миропомазание может совершать лишь епископ). Кубинские епископы взяли Флориду в свою епархию. Губернатор Флориды для просвещения индейцев обратился к иезуитам, но не повезло. Сначала прибыл корабль в 1556 во главе с Педро Мартинесом, но не смогли добраться; на о-ве Сан-Хуан их перебрили индейцы. Другая миссия - 8 человек во главе с Хуаном Себурой. Удалились далеко на север, проповедовали среди индейцев Ямаси, убиты. ... За несколько лет крестили человек 20. Проблемы: как крестить индейцев, если у них у всех наложницы? Однажды вмешались в процесс выбора вождя. Индейцы озлобились и 6 человек убиты. Одного индейцы сделали рабов, мучили, но он выжил. Потом их пытались судить, но монах, бывший рабом, отказался против них свидетельствовать. Другая проблема: испанские колониальные власти. В 1661(?) губернатор жестоко подавил восстание. Францисканцы добились его снятия, но тот стал притеснять миссии. Потом возник кризис в отношениях с Англией. 1702 столкнулись с англичанами. К 18 веку францисканцы всё же достигли некоторого успеха. Во Флориде и окрестностях действовали более 40 миссий. Франциско Порреха создал грамматику и словарь для индейцев..., перевёл катехизис, етс. Индейцы Флориды даже стали богословски превосходить местных испанцев. Война с англичанами разрушила все начинания францисканцев 1704 Мур разбил францисканцев, индейцев, етс. Англичане, будучи протестантами, к монахам относились как к разносчикам папизма. Нью-Мексико и Техас. В 1580-х туда пошли францисканцы. Миссии среди индейцев Зуни (исп. Пуэбло <селение>). Они строили города-муравейники. Поначалу контакт был лёгкий, в течение 50 лет. В 1630-х францисканцы крестили около 50 тыс индейцев. Они любили петь, прислуживать в церкви. Но миссионеры очень плохо знали местные обычаи. Сохранялось жречество етс. Миссионеры - на поверхности, а в глубине - жрецы. Когда испанцы стали индейцев мало-помалу закабалять, то жрецы обменялись информацией с кочевыми племенами, выяснили что европейцы - зло. Алонзо де Беневидес, глава миссии, попытался остановить процесс закабаления, но тщетно. Индейцы перестали креститься, боясь что это знак рабства. В 1560 колоссальное восстание. Все миссии разрушены, убиты почти все миссионеры и гарнизон испанцев. В течение 12 лет францисканских миссий там не было. Потом исходные позиции уже потеряны. Нью-Мексико - католический район и поныне. Существуют деревенские католические общины. Техас заинтересовал испанцев лишь в конце 17 века, и то лишь когда там появились французы. Калифорния и Аризона.Ф. Дрейк, разгромив на восточном берегу Южной Америки несколько колоний, проливом Дрейка укрылся на западной стороне Америки и оказался на Сан-Франциско. Первым присоединил Калифорнию (назвав её Новый Альбион) к владениям английской королевы. Но он был пиратом и ушёл. Испанцы же двигались с континента. 1602 в заливе Монтере высадились монахи кармелиты с миссионерскими целями. В 1740-х там появились русские, двигались с Аляски. Торговцы пушниной, с ними православные миссионеры. Форт-Росс. ... Миссии, чтобы каждая от другой в сутках пути. В Калифорнии почти нет зимы. Всё время влажно, но дожди идут только зимой. Миссии эти стоят до сих пор. Дошли до Монтере, это уже рядом с Сан-Франциско. В итоге Калифорния стала американской в явочном порядке, т. к. в 19 веке там было большеамериканцев, чем мексиканцев. Мексика до сих пор мстит, высылает туда эмигрантов. Калифорнийский п-ов обойдён вниманием колонизаторов, а миссионеры побывали. Первыми пришли миссионеры о. Евсевио Кино. . По рождению итальянец. Проповедовал в основном на севере Калифорнии. Потом переместился.. . Единолично крестил до 4 тысяч человек. Миссии о. Евсевия были закрыты. Его соратники-иезуиты уже начали просвещать апачей (самых воинственных), но в 1783 Карл III запретил иезуитов в Испании. Передают миссии другим орденам, дезорганизация. На этом моменте - коллапс идеи насильственной христианизации. На пространствах Северной Америки просто невозможно было организовать такое насилие. Поэтому появляется новый тип миссионеров - одиночки-энтузиасты с мирными целями. Франциск Ксавьери. Иезуит, ближайший друг и соратник Игнатия Лайолы. Проповедовал в Азии: Индия, Цейлон, Малайзия, Япония. Пытался с о-ва Хайнань попасть в Китай, но не дожил. Первым помощь монахов принял португальский король Жуан III. Попросил Лайолу прислать 6 миссионеров. Лайола смог выделить лишь одного. Родился Франциск в ... . Учась в Париже, поначалу сблизился с протестантами. В протестантизм вообще идут люди неглупые и глубокие, ищущие серьёзного отношения к вере. Вернулся в католицизм, стал членом ордена. В Лиссабон отправился, имея 24 часа на сборы. Прибыл к королю, там очень понравился. 7 апреля1541 выехал из Лиссабона на корабле, год двигался вокруг Африки. В 1542 прибыл в португальскую колонию Гоа. Там стал миссионерствовать, хотя Гоа как город ему не понравился. Нашёл, что Гоа - "маленький Лиссабон". Избрал путь сначала учить детей колонистов и индийцев. Ходил по улицам, звонил в колокольчики, играл на дудочке, приводил детей в храм, организовывал там занятия. Всё это казалось ему слишком малозначительным. Его метод: нигде не задерживался, постоянно куда-то ехал. Проповедовал 10 лет, оставался в каждой точке год-два. Девиз: "Amplus, amplus". Не мог выучить ни одного языка, посему контакт с паствой поверхностный. Иногдаприбегал к помощи государственных чиновников. Призывал португальское оружие на головы антихристиански настроенных индийских правителей. Писал доносы. В Гоа пробыл полгода и двинулся на юг Индии. Томинское побережье, там томинские племена индусов добывали жемчуг. Там уже бывали португальцы, но церковной жизни не было никакой, хотя остались несколько пастырей. Ксавье опирался на них как переводчиков. Здесь впервые столкнулся с системой каст. Брахманы, кшатрии, парии. Брахманы были настроены против христианства, а вот парии восприняли с энтузиазмом, чтобы переменить карму. Креститься в иной образ жизни. К нему повалила масса людей. Ежедневно крестил взрослых и детей. Брахманы натравливают подконтрольных им на Ксавье. Однажды его ранили. Были и убитые-мученики. Здесь португальцы увидели опасность для своих торговых мероприятий. Потихоньку заглушают миссию Ксавье. Пробыл там 3 года. Смог достигнуть лишь массовых крещений и заучивания молитв. Около 30 христианских деревень у томилов. Продолжил работу с детьми и среди томилов, но странно: стремился оторвать детей от семьи, научить и напустить на родителей. Когда официальная португальская администрация отказалась финансировать миссию, этим занялась португальская королева, финансируя из "личного чулка". Наладили школы. Ксавье сел на корабль, переехал на Малакский п-ов. Перед этим пытался наладить миссию на Северном Цейлоне, но там был царёк Эфнапотам. .. Ещё в 1548 встретил и крестил нескольких японцев. Один из них, Аниро, убедил Ксавье, что Япония очень подходит для проповеди христианства. С этим Ониро Ксавье поехал в Японию в сопровождении японцев и нескольких иезуитов. Отправился на китайском корабле. В Японии был поражён необычной культурой, природой, философией. Опять-таки, японского языка выучить не смог, поэтому за него проповедовал Аниро. Самому Ксавье оставалось проповедовать не столько словами, сколько обаянием, внешностью, манерами. Община - около 100 человек. Стал мешать языковой барьер. Добрались до Киото, чтобы обратить правителя, но к нему их не допустили. Доброжелательность японцев была обманчивой, и вскоре начались гонения. Дело в том, что в то время буддизм там был в упадке. В 1570-х разразились гонения против чужеземной религии. Синобарское восстание христиан. Уничтожено, на 200 лет. В Японии Ксавье пробыл 2 года и успел понять, что культурным центром тогда была не Япония, а Китай. Вернувшись в Малаху, узнал, что орден создал новую провинцию, а он назначен её главой. Административный центр - в Гоа. Начал готовиться к отбытию в Китай, но это была сложная задача. Для китайцев было нонсенсом, когда чужеземец говорит об истине. Альварез Сильва, губернатор..., ... Тогда уже был основан город Макао на территории Китая, но там ничего делать было нельзя: это была просто торговая база. Туда Ксавье не пустили. Ксавье предал Альвареса Сильво анфеме за запрет отъезжать и на частном судне тайком прибыл на остов.., чтобы добраться в Китай нелегально. Жил на берегу, в сарайчике, подхватил тропическую болезнь и там умер.