Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Первая страна, куда они попали - Бразилия. Воспитатель детей португальского монаха. Иезуиты - относительно молодой орден. Появляется в зените эпохи открытий. 1530-е годы. Однако очень централизованный орден, полувоенная структура, задумывался как миссионерская организация и до сих пор имеет такой статус. Изначально подчинялся напрямую понтифику (для других орденов такие льготы приходилось выбивать сугубо). Иезуиты были послушны всем решениям церковной власти. К концу 19(?) века примерно 9/10 миссионеров католической церкви - иезуиты. Иезуиты поделили весь мир на провинции. Южная Америка - первое масштабное миссионерское поле. Потом Индия и Китай, там Франциско Саверри. К началу 18 века обратили более миллиона человек. Основатель ордина - Игнатель Лайола (Энниига Лопез де Лайола). Родился в семье дона Лопеса де Рекальди в 1491, умер в 1556. Был тринадцатым ребёнком в семье. В 15 лет стал служить пажем при дворе кастильской королевы. В 1561 воцаряется Карл I. Нарушает договор, начав войну с Францией. Лайола стал наёмным офицером в армии Наварро. В марте 1?21 ранен в бедро, сломаны кости обеих ног. Отвезён в госпиталь, там долгое и варварское лечение: кости неправильно срастались, их ломали без наркоза. Потом всю жизнь немного хромал. В гипсе лежал в фамильном замке и читал духовную литературу, в т. ч. жития основателей орденов. Решил совершить духовный подвиг, для чего отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником, а если удастся - миссионером. Вылечившись, покинул замок и пустился в долгое паломничество. Остановился на горе Монсеррат в бенедиктинском монастыре. Там в часовне Пресвятой Богородицы оставил воинское оружие/доспехи и дал обет стать рыцарем ... (миссионером). Недолго занимался подвижничеством. Духовного руководства в жизни не имел. Издал книгу "Духовные упражнения", которая и поныне считается у католиков наиболее представительным учебником аскетики. Считал, что эта книга настолько боговдохновенная, что может заменить собой Евангелие. Посетил Рим как простой паломник. Затем приехал на Кипр. Наконец побывал в Иерусалиме. Иерусалимский глава провинции отрезвил его: "ты никогда нигде не учился и не знаешь ни одного языка" (даже латыни). Возвращается в Европу и решает учиться с нуля. При этом ему уже больше 30 лет. Насмешки. Проходит полный курс, учится в университетах в Барселоне и... . Всё это время пытается проповедовать на улицах. У него много поклонников и поклонниц. Эта группа вызывает подозрения у инквизиции - его принимают за странствующего проповедника реформации или сектанта. Бывало даже, что его брали под следствие и в тюрьму. Отпускали. В итоге покинул Испанию, поступил в Парижский университет (в то время ему было уже 37 лет). Вокруг него там сплотились более молодые студенты: Пьер Фаул Франциск Савели Симон Родригеш и ещё несколько. Решают руководствоваться методом Игнатия Лайолы. Потом придумали план - вместе отправиться в Иерусалим и там проповедовать. Если не получиться - отправиться в Рим к понтифику, чтобы он отправил куда надо. Дата официального основания "ордена Иисуса" - *15 августа 1534*. Ранним утром семеро единомышленников в часовне(?) на горе Монмарта. Пьер Фаул служит мессу. Принесли 4 обета (у монахов 3: целомудрие, нестяжание, послушание). Четвёртый - безусловное послушание римскому понтифику. Лайола решил легализовать эту общину в качестве ордена. Полувоенная организация. Свобода от внешних правил, в том числе монастырских. В 1536 товарищи Лайолы отправились из Парижа в Венецию, чтобы плыть в Палестину, но шла война с турками и корабли не ходили. В ноябре 1537 в Риме их принял папа Павел III. При нём началась католическая контрреформация. Первая проблема: их было мало. Папа мог в любой момент их разослать по миру. Стали массово принимать братий в орден. В 1556 (кончина Лайолы) иезуитов было около 1000 человек. Сейчас - около 20000. Глава иезуитов - "генерал". В 1540-х португальское правительство впервые начали интересоваться Бразилией. Причины: появляются французы, и есть надежюа найти драг. металы. В 1559 назначен новый губернатор, с титулом вице-рой (вицекороль). ... 5 иезуитов, во главе с ... Денно Брего. Часто иезуиты умирали мученически - их убивали индейцы или сами европейцы. Однажды их корабль захватили пираты-кальвинисты. Жозе де Аншьеда. Апостол Бразилии. Умер там в 1597. Иезуиты изначально не стали входить в конфликт с администрацией. Считали, что первоначально надо быть ближе к опорным пунктам. "Страх перед губернатором помогает индейцам лучше слышать слово Божие". "...то будут законные рабы". Действовали не столь прямо. Основная стратегия: первым делом основывают школу (коллегию). Через неё начинается постепенное приобщение местного населения. Изначально учили. В 1553 основан первый коллегиум в Паратенинго в честь апостола Павла. Будущий город Сан-Пауло. Дено Брего уже тогда начал понимать, что скудных сил первых иезуитов не хватит. Посылает в Рим просьбу прислать епископа (ср.: францисканцы сопротивлялись епископам). 1552 прибыл епископ Перро Фернандиш де Сардини. Не прижился. Конфликт с вицекоролём, поехал в Португалию жаловаться и пропал (кораблекрушение). Впервые возникает опыт создания христианских резерваций для индейцев. В Бразилии это называлось Алдейи. Индейцев обращали в христианство и изолировали в отдельные деревни. Там они жили под руководством вождей, а общее направление задавали священники-иезуиты. В Бразилии это не очень получалось, потому что индейцы были там же и рабами, и если всех увезти в резервации, то все рабы достанутся иезуитам, а остальные останутся с носом. 1574 королевский указ - частично поддержал иезуитов. Колонисты получают право обращать индейцев в рабство силой. Бандеирос - рейд за рабами. Бандейранты - те, кто совершали набеги. Старались держаться подальше от иезуитам. Законная война. Антонио Биэйра, иезуит - оказался у центра такого конфликта. Местная администрация часта шла навстречу Церкви и нуждам индейцев, ограничивала поиски рабов. Томаш ... (вицекороль) полностью руководствовался буллой папы о том, что индейцы тоже люди. При де Сузо столицей становится город Сальвадор <Спаситель>. Позже столица переместилась в Рио-де-Жанейро при курьёзных обстоятельствах. В 1550-х(?) гонения на протестантов. Те обратились в Швейцарию. Французское правительство разрешило гугенотам выехать в Бразилию. Переселенцы-кальвинисты. Первыми обнаружили шикарную бухту (ошибочно посчитали рекой), на месте современного Рио-де-Жанейро <Январская река>. Португальцы жутко взволнованы, Эскадра вышибает кальвинистов. Иезуитские провинции.. Мексика Перу. Начали в 15?71. Оттуда двигаются в Парагвай, Колумбию, Венесуэлу, Чили. В Мексике организовали провинцию Мехико. На следующий год открыли коллегиум. Движение на Кубу, Карельские о-ва, Филиппины. Иезуиты принципиально никого насильно не обращали. Старались везде осуществлять духовную конкисту. Среди них было довольно много интересных личностей. В частности, идеолог - Педро Клавер. Жил с 1580 по 1654. Ещё в юности хотел стать иезуитом, но его долг8о испытывали. В 1621 сумел пробиться в орден и стать монахом. С 1610 жил в Новом свете в колумбийском городе Картахене, куда в то время уже массово привозили рабов (чернокожих). Педро Клавер наблюдает эту жизнь, когда приходят невольничьи корабли, где рабов перевозили в жутких условиях. Педро начинает общаться / помогать этим людям. Языков не знал, проповедовал символическими способами. Организовал лепрозорий для этих рабов. Пытался настроить колониальное население на помощь им. Не хотел бороться в целом с системой рабства, но его всё равно считали смутьяном. Считалось, что он развивает чувство собственного достоинства у рабов. Организовал посещение рабами храмов, причём настаивал, чтобы священник первыми исповедовал и причащал рабов. Не здоровался с теми, кто его не поддерживал. Под конец жизни видимо его разбил паралич. В качестве помощника ему дали молодого негра, который возил его в инвалидной коляске и всячески вымещал на нём свой гнев. Когда пришёл ему срок умирать, весь город опомнился, поняли что среди них жил святой человек. Вся карфагенская(?) знать кинулась за сувенирами на молитвенную память. Канонизировали его далеко не сразу, а через 200 с лишним лет, т. к. ещё долго держалось рабство.

Антонио Виэйро. Подвизался в португальской Бразилии на 100 лет позже Ласкасаса, но во многом повторил его путь. Считал злом рабство само по себе. Стал миссионером, когда был ещё молод. Сумел полюбить индейцев и чернокожих. В 1650-х добился ряда законов в поддержку индейцев, церкви, рабов и деятельности среди них. Венец его деятельности: его заковали в кандалы, сунули на корабль и отправили в Португалию, чтобы не мешал. Он расковался и вернулся.

Редукция<возвращение> Считали, что индейцев надо собирать вместе и возвращать к христианской вере, т. к. то что было проповедано ранее - неправильно. Идея резервации имела хорошую законодательную базу в Испании и в Португалии. Инкомьенда: земля, на которой живут индейцы, которых надо эксплуатировать и просвещать. Удачнее всего получилось в середине континента, в Парагвае. Этой страной пренебрегали и испанцы, и португальцы. Там жили индейцы племён Тупи и Гуарами. Решено было там развить опыт резервации, чтобы оградить / защитить / просветить / воспитать. Вначале проникли в столицу колонии, там устроили для индейцев "командиэрос" - командировка / концлагерь. Индейцев прикрепляли к каждому участку земли на 10 лет. Сумели, используя противоречия между епископами и губернаторами, получить гигантские наделы - фактически весь Парагвай. Повседневная жизнь индейцев руководится вождями индейцев, которые получили испанские титулы. Сами иезуиты (обычно по двое на колонию - священник и викарий[священник]) ... . Диего де Торос Боле Рохос Гонсалес. Первая колония возникла в . Первоначально таких колоний было несколько и лишь в Парагвае, но потом расширились и стали захватывать окружающие земли. Вскоре все Гуарами крещены. За время редукции крестилось 700 тыс индейцев, но это почти 2 века. Иезуиты принципиально не прививали индейцам европейский образ жизни. Ориентировались более всего на перуанские обычаи. Более того, индейцев даже не заставляли учить испанский язык (хотя в конце концов те сами его выучили). Во многом это было хорошее начинание: впервые с индейцами начинают обращаться по-человечески (хотя были и перегибы - напр. телесные наказания за нарушение поста). Не было смертной казни и варварских экзекуций. Коммуна. Редукция как прообраз христианского социализма. Режим дня - строго монастырский. Общая молитва, месса, затем с хоругвями на полевые работы и на ремёсла; обед, чтение, занятия, вечером пение у огня и инструментальные концерты. См.: голливудский фильм "Миссия". Ночью комендантский час. Праздники были в честь престола своего храма - три дня не работали. Экономика: не барщина, а оброк. Часть дней работали на общество, а часть - строго на свою семью. Многое индейцы могли купить на внутренние деньги. Элементы тоталитаризма. Посёлки строго охраняются, милиция. Белым вход запрещён полностью (отмазка: заразные болезни) Указы о праве использования продуктов труда индейцев. ... Были злоупотребления (напр. иезуиты одно время делали набеги за новыми индейцами), но было и разумное. С 9 лет дети изучают ремёсла. С 15-16 лет заключаются браки, причём побуждается рождаемость. Развиваются музыка, ремёсла, искусства. В 1750 грянула гроза: Испания и Португалия решили обменяться территориями. По договору иезуитские поселения переходят к Португалии, а индейцы поступают в распоряжение государства, а не орденов. Иезуиты раздали индейцам оружие для самообороны. война. Испанцы и португальцы действуют вместе, в итоге всех разогнали. В итоге начался период запрета ордена. 1768 в Испании Карл III запретил деятельность ордена. Затем во всей Европе папой Климентом XIV в 1773. Орден спасся благодаря России. Существовали в миссиях - полулегально, на краю света, - и в России. Потому что Елизавета воспротивилась булле, что булла ей не указ.

своей деятельности Общество Иисуса руководствуется документами, собранными в Уставе Общества Иисуса (InstitutiosocietatisJesu) и включающими ряд папских булл; написанными в 16 в. основателем ордена Игнатием Лойолой Установлениями (Constitutiones) и Духовными упражнениями (Exercitiaspiritualia), а также декретами и постановлениями высших органов ордена или его руководителей.

Высшая власть в ордене принадлежит генеральной конгрегации – ассамблее представителей всех «провинций» - региональных объединений иезуитов из различных стран мира. Генеральная («общая») конгрегация созывается в случае смерти или переизбрания генерала ордена, чтобы назначить его преемника, однако может созываться и по другим важным поводам. Малая конгрегация представителей от провинций созывается каждые три года для обсуждения внутренних дел ордена и решения вопроса о необходимости созыва генеральной конгрегации.

Генерал, возглавляющий иерархию Общества, избирается генеральной конгрегацией пожизненно. В помощь ему избираются 4 генеральных ассистента, представляющих орден в целом, и 11 региональных ассистентов, представляющих географические регионы, на которые распространяется влияние ордена и которые называются ассистенциями. Ассистенции, в свою очередь, подразделяются на провинции, вице-провинции, области, или миссии, во главе которых стоят, соответственно, провинциалы, вице-провинциалы и настоятели. Таких подразделений более сотни. Члены Общества, как правило, объединяются либо в коллегиумы (учебные заведения), возглавляемые ректором, либо в «дома» (т. е. общежитийные обители), возглавляемые настоятелем. Ректоры назначаются непосредственно генералом ордена в Риме, а настоятели – провинциалом. Провинциалы и местные настоятели обычно занимают свой пост на протяжении трехлетнего или шестилетнего срока.