Крах Web 1.0

Как отмечалось выше, поворотным моментом во многом определившим дальнейшее развитие Интернета в рамках концепции Web 2.0 стало так называемое явление «Взрыв пузыря доткомов». Термин «доткомы» происходит от коммерческого домена верхнего уровня «.com» и переводится с английского «точка-ком». Этот термин стал нарицательным для обозначения компаний, чья бизнес-модель целиком основывалась на работе в рамках сети Интернет. Наибольшее распространение такие компании получили в конце 90-х гг. XX века. Их бурное развитие во многом было обусловлено повышенным вниманием общества к новым возможностям, предоставляемым всемирной сетью. Для периода расцвета «доткомов» также весьма характерным являлась низкая стоимость привлечения заѐмного и инвестиционного капитала для любых проектов, связанных с интернетом. Не в последнюю очередь именно это и повлекло за собой возникновение огромного количества фирм, которые, используя «Интернет» в качестве магического заклинания, легко получали значительные инвестиции не только от венчурных фондов, но и от более традиционных финансовых институтов. Акции компаний, предлагавших использовать интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. Такие высокие цены оправдывали многочисленные комментаторы и экономисты, утверждавшие, что наступила «новая экономика». На самом деле большинство бизнес-моделей новых, ориентированных на продажи через интернет компаний были неэффективными, а их средства расходовались в основном на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе. Индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation — Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам) достиг своего пика в марте 2000 года, после чего произошло обвальное падение. В результате этих событий сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров.

После этих событий, начался затяжной период в ходе, уцелевшим компаниям пришлось пересматривать не только свои бизнес модели, но и осваивать новые средства подачи и продвижения материала. Считается, что именно в этот период стала формироваться концепция Web 2.0.