Задание 15. На каком языковом явлении основано построение данных предложений? Прокомментируйте двоякое токование смысла приведенных фраз.
1. Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться.
2. Новый русский мечтал купить Мойку. Или Фонтанку.
3. Весна кого угодно с ума сведет: лед уже тронулся.
4. Нулей, которые знают свое место, считанные единицы.
5. Жаль, что близкие иногда бывают недалекими.
6. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.
7. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.
Задание 16. Исправьте предложения так, чтобы избежать возможности двойного толкования.
1. Тренер: «Особенно сильно у нас хромают защитники».
2. Врач: «Наш долг не отмахиваться от больного, а довести его до конца».
3. Докладчик: «Ваши замечания я прослушал».
4. Учитель: «Мы запланировали посещения музея, чтобы вынести из него все самое лучшее, самое ценное».
5. Организатор: «Вечер, посвященный русскому языку, состоится в субботу утром».
Задание 17. Перед вами ряд крылатых слов. Установите их происхождение и объясните, в каком значении они употребляются в современном русском языке. В случае затруднений пользуйтесь фразеологическим словарем.
Ахиллесова пята | Значение: |
Происхождение: | |
Вавилонское столпотворение | Значение: |
Происхождение: | |
Варфоломеевская ночь | Значение: |
Происхождение: | |
Пиррова победа | Значение: |
Происхождение: | |
Прокрустово ложе | Значение: |
Происхождение: | |
Тридцать сребреников | Значение: |
Происхождение: | |
Яблоко раздора | Значение: |
Происхождение: |
Задание 18. Исправьте предложенный фрагмент текста разговорного стиля в соответствии с нормами русского литературного языка.
–Это чё – ночь уж? – озираясь, спросила Катерина.
– Дак, однако, не день, – отозвалась Дарья. – Дня для нас, однако, боле не будет.
– Где мы есть-то? Живые мы, нет?
– Однако что, неживые.
– Ну и ладно. Вместе – оно и ладно. Чё ишо надо-то?
– Мальчонку бы только как отсель выпихнуть. Мальчонке жить надо.
Испуганный и решительный голос Симы:
– Нет, Коляню я не отдам. Мы с Коляней вместе.
– Вместе дак вместе. Куды ему, правда что, без нас?
– Ты не ложилась, Дарья?
– Я с тобой рядом сидю. Не видишь, ли чё ли? Это ить я сидю-то.
– Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня туту не было. Ничё не помню. <…>
– Я ить тебя, девка, признала.
– Дак я тебя поперед признала.
– Вы чё это? Чё буровите-то? Рехнулись, чё ли?
(В. Распутин. Прощание с Матерой)