Критерии компенсации углеводного обмена при СД 1 типа

ПОКАЗАТЕЛЬ   Компенсация   Субкомпенсация   Декомпенсация  
НЬА1с, %   6,0-7,0 5,0-6,0 (90-109)   7,1-7,5 6,1-6,5 (110-117)   >7,5 >6,5 (>117)  
Самоконтроль глюкозы в капиллярной крови, Моль/ (мг%)   Гликемия натощак  
Постпрандиаль- ная гликемия (2 ч после еды)   7,5-8,0 (135-144)   8,1-9,0 (145-162)   >9,0 (>162)  
Гликемия Перед сном   6,0-7,0 (110-126)   7,1-7,5 (127-135)   >7,5 (>135)  

Однако критерии компенсации углеводного обмена в детском возрасте должны быть менее строгими, чем у взрослых. ВОЗ (1995 год) рекомендует следующие показатели гликемии у детей и подростков.

 

• уровень гликемии натощак от 5 до 7 ммоль/л;

• уровень постпрандиальной гликемии 10 ммоль/л;

• в отношении гликированного НЬ - концентрация его должна быть насколько возможно приближена к норме, чтобы риск гипогликемий был сведен к минимуму. Уровень НЪА ниже 8 ммоль/л следует расценивать как показатель хорошей компенсации.

Критериями компенсации патологического процесса кроме компенсации углеводного обмена являются:

• нормальные показатели липидного обмена;

• общий холестерин < 6 ммоль/л;

• отсутствие жалоб;

• нормальные размеры печени;

• физическое и половое развитие по возрасту.

 

VI. Литература.

Основная:

1. Дедов И. И. Сахарный диабет у детей и подростков: руководство для врачей/ И. И. Дедов. – М.: Универсум Паблишн, 2003.

2. Касаткина Э. П. Сахарный диабет у детей и подростков/ Э. П. Касаткина. – М.: Медицина, 1997.

 

Дополнительная:

1. Дедов И. И. Федеральная целевая программа «Сахарный диабет». Методические рекомендации/ И. И. Дедов, М. В. Шестакова, М. А. Максимова. – М.: (б.и.), 2009.

2. Касаткина Э. П. Профилактика, скрининг и лечение поздних диабетических осложнений у детей и подростков. Актуальные вопросы детской и подростковой эндокринологии/ Э. П. Касаткина. – М.: (б.и.), 1999.

 

VII. Ситуационная задача.

Ребенок 8 лет предъявляет жалобы на выраженную постоянную сухость во рту, жажду (выпивает за сутки больше 4 литров жидкости), слабость в течение дня, снижение умственной способности к учебе. В течение последних 3 месяцев ребенок похудел на 3 кг. Объективно: общее состояние ближе к удовлетворительному; кожные покровы бледные, сухие; периферических отеков нет. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧСС=Ps=100 ударов в минуту. Язык сухой, запаха ацетона изо рта нет. Живот мягкий, безболезненный.

Лабораторные данные: глюкоза крови натощак – 10,5 ммоль/л, через 2 часа после еды – 12,3 ммоль/л. Глюкозурия – 85,2 ммоль/л.

 

VIII. Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные этиопатогенетические механизмы развития СД 1 типа у детей и подростков.

2. Какова этиологическая классификация нарушений углеводного обмена?

3. Укажите основные клинические проявления СД у детей и подростков.

4.Назовите лабораторно-инструментальные методы, которые используются в диагностике нарушений углеводного обмена.

5.Составьте план обследования пациента с СД 1 типа. Какие результаты обследования наиболее вероятно будут получены?

6.На основании каких критериев устанавливается степень тяжести и степень компенсации СД 1 типа?

 

План работы студента на занятии:

1. Провести объективное обследование ребенка, выявить ведущие синдромы.

2. Проанализировать клинические и лабораторные данные обследования.

3. Составить дифференциально-диагностический ряд по ведущим синдромам.

4. Сформулировать предварительный диагноз.