Критерии компенсации углеводного обмена при СД 1 типа
ПОКАЗАТЕЛЬ | Компенсация | Субкомпенсация | Декомпенсация |
НЬА1с, % | 6,0-7,0 5,0-6,0 (90-109) | 7,1-7,5 6,1-6,5 (110-117) | >7,5 >6,5 (>117) |
Самоконтроль глюкозы в капиллярной крови, Моль/ (мг%) | Гликемия натощак | ||
Постпрандиаль- ная гликемия (2 ч после еды) | 7,5-8,0 (135-144) | 8,1-9,0 (145-162) | >9,0 (>162) |
Гликемия Перед сном | 6,0-7,0 (110-126) | 7,1-7,5 (127-135) | >7,5 (>135) |
Однако критерии компенсации углеводного обмена в детском возрасте должны быть менее строгими, чем у взрослых. ВОЗ (1995 год) рекомендует следующие показатели гликемии у детей и подростков.
• уровень гликемии натощак от 5 до 7 ммоль/л;
• уровень постпрандиальной гликемии 10 ммоль/л;
• в отношении гликированного НЬ - концентрация его должна быть насколько возможно приближена к норме, чтобы риск гипогликемий был сведен к минимуму. Уровень НЪА ниже 8 ммоль/л следует расценивать как показатель хорошей компенсации.
Критериями компенсации патологического процесса кроме компенсации углеводного обмена являются:
• нормальные показатели липидного обмена;
• общий холестерин < 6 ммоль/л;
• отсутствие жалоб;
• нормальные размеры печени;
• физическое и половое развитие по возрасту.
VI. Литература.
Основная:
1. Дедов И. И. Сахарный диабет у детей и подростков: руководство для врачей/ И. И. Дедов. – М.: Универсум Паблишн, 2003.
2. Касаткина Э. П. Сахарный диабет у детей и подростков/ Э. П. Касаткина. – М.: Медицина, 1997.
Дополнительная:
1. Дедов И. И. Федеральная целевая программа «Сахарный диабет». Методические рекомендации/ И. И. Дедов, М. В. Шестакова, М. А. Максимова. – М.: (б.и.), 2009.
2. Касаткина Э. П. Профилактика, скрининг и лечение поздних диабетических осложнений у детей и подростков. Актуальные вопросы детской и подростковой эндокринологии/ Э. П. Касаткина. – М.: (б.и.), 1999.
VII. Ситуационная задача.
Ребенок 8 лет предъявляет жалобы на выраженную постоянную сухость во рту, жажду (выпивает за сутки больше 4 литров жидкости), слабость в течение дня, снижение умственной способности к учебе. В течение последних 3 месяцев ребенок похудел на 3 кг. Объективно: общее состояние ближе к удовлетворительному; кожные покровы бледные, сухие; периферических отеков нет. Тоны сердца ритмичные, приглушены. ЧСС=Ps=100 ударов в минуту. Язык сухой, запаха ацетона изо рта нет. Живот мягкий, безболезненный.
Лабораторные данные: глюкоза крови натощак – 10,5 ммоль/л, через 2 часа после еды – 12,3 ммоль/л. Глюкозурия – 85,2 ммоль/л.
VIII. Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные этиопатогенетические механизмы развития СД 1 типа у детей и подростков.
2. Какова этиологическая классификация нарушений углеводного обмена?
3. Укажите основные клинические проявления СД у детей и подростков.
4.Назовите лабораторно-инструментальные методы, которые используются в диагностике нарушений углеводного обмена.
5.Составьте план обследования пациента с СД 1 типа. Какие результаты обследования наиболее вероятно будут получены?
6.На основании каких критериев устанавливается степень тяжести и степень компенсации СД 1 типа?
План работы студента на занятии:
1. Провести объективное обследование ребенка, выявить ведущие синдромы.
2. Проанализировать клинические и лабораторные данные обследования.
3. Составить дифференциально-диагностический ряд по ведущим синдромам.
4. Сформулировать предварительный диагноз.