Задание 6. Прочитайте текст.
А. Укажите, какие языковые средства позволяют автору создать двуплановость текста: описать персонаж и как гвоздь и как человека. Вспомните, как называется такой художественный прием, когда явлению природы или предмету приписываются свойства человека.
Гвоздь | Человек/гвоздь | Человек |
молоток | уйти с головой | гражданин |
шляпка |
Гвоздь, вместо того чтобы уйти с головой в работу, уклонялся, манкировал служебным долгом, берег шляпку и всячески избегал встреч с молотком - просто-таки вертелся на служебном месте, чтобы только ничего не делать!
Мы знаем таких граждан, о них говорил еще Патрик Кавенах, он говорил, что у этих типов есть средство стать художниками без необходимости создавать при этом произведения: то есть они изворачиваются как могут, чтобы не делать ничего, и их потом объявляют "старик ты гений". Так что посмотрим, как обернется дело с гвоздем, он еще продырявит многое на своем пути, а пока что дело доехало до того, что сапожник выкинул этот окончательно свихнувшийся гвоздь вон.
Тот, вильнув, звякнул об утюг, не извинился, не снял даже шляпки, а просто тронулся по своим делам, однако утюг остановил его словами:
- Ты меня не теряй, я на тебя выйду.
- Стрелка забита,- промолвил молодой, но вертлявый гвоздь и прилег в ожидании под табуретку.
Стрелка забита - значит "о встрече договорились" на их языке.
Утюг сказал:
- Ты, крутой, стрелка у нас с тобой в ресторане "У старого стакана" вечером.
Сейчас расскажу, что ты будешь делать. Даю тебе машину.
- Ну.
- Есть там одна...
- Ну.
Дальнейший их разговор был покрыт мраком тайны.
Б. Опишите социальное положение и характер персонажа-гвоздя. Подумайте, с какой целью использует писательница этот художественный прием в повествовании о судьбе человека.
Задание 7. Прочитайте текст.