Задание 4. Найдите речевые ошибки. Определите тип ошибки. Отредактируйте предложения.
Бунин занимает особую нишу в литературе, не соответствующей ни одному из литературных течений. 2. Поэзия Блока сочетает в себе мотивы творчества Тютчева с его философскими раздумьями и лёгкое воспевание природы Фета. 3. Блок сравнивает возлюбленную с молодостью, безвозвратно ушедшую. 4. Автор хотел сказать, что менять своих принципов, своё отношение к окружающему миру не стоит. 5. Героини его рассказов послужили к появлению нового типа русской девушки. 6. Будьте особенно осторожны к своему здоровью. 7. Он въехал во двор в открытые ворота. 8. Поэзия Тютчева стоит особняком от творчества других русских поэтов. 9. Она говорила им про свои проблемы. 10. В этом проявлялось равнодушие героя Камю к окружающим. 11. Совершенно противоположные суждения складывались у них в отношении к искусству. 12. На эти и многие другие вопросы посвящена данная книга.
Задание 5. Прочитайте следующее предложение. Скажите, к какому стилю оно относится. Аргументируйте свою точку зрения на основе анализа синтаксической структуры предложения, его лексико-морфологического состава, его функциональной направленности.
Вдохновение есть расположение психики и сознания человека к субъективному восприятию впечатлений о мире и, следовательно, к наиболее адекватному, быстрому пониманию понятий, что способствует их объяснению.
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома,
Неузнанных и пленных голосов. <…>
Анализируя образную систему стихотворения, открываем образ вдохновения, рисуемый поэтом: это молчаливое предстояние перед миром, который есть Звук, Голос, диктующий поэту нечто сокровенное, доверяющий ему истину гармонии.
Далее вниманию учащихся предлагается стихотворение
О. Мандельштама, чтобы постичь его Музу:
Отравлен хлеб, и воздух выпит:
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать. <…>
Из рассказа Тэффи «Блины».
«Но между нами был человек основательный, серьезный – учитель математики. Он посмотрел строго на нас. Строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:
– Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком. <…>»
В метафорическом ключе может выстраиваться весь художественный текст. Такой прием называется иносказание. Понять структуру художественной образности поможет анализ фрагмента рассказа Л. Петрушевской «Приключение утюга и сапога».