ЖАНР ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Песня – на современной эстраде ведущий и самый широко распространенный жанр. При том ,что главным выразительным средством песни является вокал, ЭСТРАДНОЕ пение включает в себя целый комлекс выразительных средств - слово,актерское мастерство ,пластику. В режиссуре этого жанра важен баланс использования составляющих этого комплекса который зависит от индивидуальности исполнителя, характера музыки и текста песни, жанровой разновидности песни.

В глобальном смысле различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются.

Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, сферам бытования и т. д. (песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения ,романс т. п.). При подготовке к выступлению вокалист в большой степени сам является режиссером своего номера. Важно найти ту песню, которая подойдетиндивидуальности артиста (тембру,психотипу,актерской и музыкальной одаренности,внешнему и душевному облику) а также провести глубокий анализ жанра ,его временной (исторической) принадлежности, стиля, смысловой нагрузки текста, главной идеи .

Чем больше целевой информации будет собрано - тем точнее и уместнее будет дальнейшая режиссерская и исполнительская интерпретация вокального эстрадного номера. Эстрадному певцу нужно не только для самого себя досконально раскрыть смысловой и эмоциональный строй песни но и донести это до слушателей. Чем ярче внутренние видения исполнителя, тем больший эмоциональный отклик вызывют они у публики. Жест, шаг, мимическое выражение, мизансцена -все эти внешние проявления должны возникать не формально.а рождаться изнутри, возникать на основе эмоционального проживания. Певец должен рассказать свою песню слушателям. Но практика показывает что многие вокалисты не задумываются об этом, надеются что музыка сама по себе донесет до слушателя эмоциональный образ, и не очень утруждаются выражением ее средствами актерской выразительности

РЕЖИССУРА ЗРИМОЙ ПЕСНИ.

Сделать песню зримой - значит создать на материале песни маленький спектакль. Здесь мы песню и слышим, и видим. Это значительно усиливает эмоциональное впечатление, с помощью взгляда актера, мимики, жеста, мизансцен. Возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства. Если музыкальное произведение воплотить в ярком, интересном рисунке, найти интересное режиссерское решение, применив разнообразные средства сценической выразительности (сценография, свет, слайды, хореографию), то сила впечатлений повыситься.

Жанр «зримая песня» имеет давнюю историю. В XIV в. театр. режиссер Юсаки Сэами создал образцовый тип «НО» лирических пьес («НО» в пер. с японского – искусство). Он использовал в постановке синтез поэтического слова, пластических движений, муз. звука и масок. Юсаки утверждал, что действие должно быть кратким и эмоциональным в употреблении средств выражения. Один из основных принципов театра «НО» - нельзя ничего разжевывать, иначе у зрителя не будет возможности дополнить представление от себя.

У нас в стране зримая песня наиболее активно стала использоваться в первых послереволюционных праздниках XX в., особенно в агитационных представлениях 1920-х годов. В свое время на эстраде жанр зримой песни разрабатывали Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Лидия Русланова. При помощи пластики они сочиняли маленькие сценические шедевры. Но с 30-х годов популярность зримой песни снизилась, и лишь в 1960-е жанр получил новое развитие. Георгий Товстоногов создал студенческий спектакль «Зримая песня», который имел успех и зарубежом..Сегодня жанр зримой песни пользуется невероятной популярностью и используется в разнообразных концертах, телевизионных шоу. Чисто вокальное музыкальное исполнение песни встречается только в академических классических жанрах. На эстраде же наблюдается стремление к зрелищности и усилению эмоционального воздействия за счет использования разнообразных средств выразительности.

Все разнообразие зримых песен разделено на 3 типа:

Инсценированная/театрализованная песня; песня- клип; песня- пародия.

Эти типы различаются по принципу отражения содержания песни.

Театрализованная песня основана на глубоком понимании текста и музыки. Она последовательно раскрывает смысл первоисточника. По структурному признаку, это могут быть песни трёх видов.

Монолог (песни, исполняющиеся от лица героя)

Песня - Диалог (песни, в которых присутствует диалог действ. лиц)

Рассказ (где ярко выражено повествовательное начало и есть сюжет)

Также встречаются песни (часто народные) структура в которых может быть смешаная. Например начало песни повествовательное а затем прямая речь одного или больше героев.

Песня клип разрушает прямую логическую последовательность изложения смысла, большее внимание уделяется внешним выразительным средствам, их эмоциональному воздействию (в клипе зрелищность преобладает над событийностью). Клип - визуальный коктейль быстро сменяющихся картинок, декоративная, орнаментально-монтажная раскадровка простран­ства, рассчитанная исключительно на чувственный резонанс в аудитории.

Песня пародия основываясь на первоисточнике, намеренно искажает его содержание и форму, создавая комический эффект передразнивания. Самая важная особенность, которую нужно учитывать в работе над пародией любого вида, а также при выборе её темы, состоит в том, что пародия в обязательном порядке должна быть актуальна, современна, узнаваема. Она имеет успех у зрителей только тогда, когда им хорошо известны, включая частности, пародируемые явление или предмет.

В основе пародии лежат различные комбинации пародийных методов:

· Гиперболизация (преувеличение)

· Выворачивание (характерные черты произведения заменяются на противоположные)

· Смещение контекста (точно воспроизведенные особенности пародируемого объекта становятся нелепыми и комичными).

Виды эстрадных песенных пародий:

- на конкретного исполнителя;

- на музыкальное произведение;

- на музыкально-песенное направление или стиль;

- на художественные штампы.

Каждый из типов зримой песни имеет свои особенности постановки, набор приемов и выразительных средств, для реализации режиссерского замысла.

Инсценировка песен включает несколько этапов:

1. Отбор репертуара. Выбираются песни, которые могут служить основой для построения действия. В них должен быть сюжет, образы, ясная и простая драматургия.

 

2. Идейно - тематический анализ песни. Определение темы «о чем?», идеи «какова главная мысль автора?» и конфликт (противоборство). Нужно проанализировать и муз. материал, определить его характер (иронический, юмористический, героический, трагический и т.д.). Это влияет на выбор выразительных средств.

3. определение действенного содержания будущей постановки. Режиссер уже как интерпретатор песенного произведения. Он определяет сверхзадачу (конкретная цель, ради которой раскрывается цель), сквозное действие (борьба, в результате которой утверждается сверхзадача) или, при отсутствии сюжета, сценарно- режиссерский ход.

4. выстраивание событийного ряда: исходное событие (с которого начинается действие), основное(с него начинается борьба по сквозному действию), кульминационное (момент наивысшей борьбы), финальное (победа или поражение сквозного действия)и главное ( отражает то, ради чего ставилось произведение).

Если сюжет в песне отсутствует, то определяются эпизодное построение сценария и функциональная нагрузка эпизодов.

5. поиск зримого ряда. Фонограмма или театрализация в живом исполнении.

Если песня в живом исполнении, то режиссер приходит в песню третьим (после авторов слов и музыки). Работая с фонограммой, режиссер должен воспринимать песню как законченное драматургическое произведение. Он не имеет права останавливать, обрезать фонограмму. При живом исполнении больше свободы (смещать акценты, удлинять и т.д.) таким образом, режиссер становится соавтором песни.

6. Выбор исполнителей.

7. Работа с актерами.

Инсценировать песню (превратить прозаический материал в сценическое действие) можно несколькими способами:

· Перевести буквальный ряд в иную плоскость (разговор со зрителем на уровне метафор, образов, сравнений; происходит определенная стилизация, ассоциирование по настрою песни).

· Использовать иллюстративный способ (реальное отображение ситуации, развития конфликта и события, заключенных в песне).

· Буквализация (ироническое осмысление, каждая строка песни инсценируется буквально в пародийном стиле «что вижу то и пою»).

Для удобства практической работы режиссер использует заранее подготовленный сценарий или сценарный план. В этом случае каждый пользуется удобными ему формами записи. Для театрализованной песни используют такие:

1. Традиционная форма сценария. Текст песни оформляется как прямая речь, а действие как ремарки.

2. Табличная форма. Две колонки: в левой текст песни, в правой действие. Таблица может включать в себя схемы основных мизансцен.

«Зримая песня» учит мыслить пластическими образами, уметь ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения.

Г. А. Товстоногов писал, что режиссёр - профессия зависимая, и в первую очередь от автора того произведения, которое берётся в работу. Точно так же, когда режиссёр взял песню в работу, он оказывается в подобной ситуации, но зависимость выражается ещё в большей степени. Ведь песенный номер (клип, инсценировка, пародия) рождается ещё и на основе неповторимой индивидуальности исполнителя. И первая задача режиссёра-постановщика зримой песни - считаться с индивидуальными качествами исполнителей, раскрыть их и через выразительные средства, присущие «зримой песне» и её исполнителям, создать яркий художественный образ.