Направленное обеднение дрессировочной обстановки.

Занятия следует проводить дома или в безлюдных местах, с тем чтобы ограничить вероятность появления конкурирующих с базой мотивации: игровой, половой, оборонительной и т.д. Если не соблюдать это правило, то процесс обучения сильно затрудняется - собака теряет интерес к работе, возможны и нервно-психологические перегрузки.

Направленное обеднение дрессировочной обстановки.

Как и на первом этапе ("взаимные объяснения"), обучение собаки должно проходить в безлюдных местах, в отсутствии других собак. Автоматизация навыка достигается многократным повторением навыка под "жестким" контролем технических средств с использованием вероятностной системы подкрепления. Необходимым условием достижения автоматизации навыка является применение "контрастного" метода дрессировки (чередование положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий). Данный метод, на наш взгляд, противопоказан при обучении собаки навыкам апортировки, выборке вещей и др. и, наоборот, рекомендуется при отработке команд общего послушания: "Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Рядом", "Ко мне" и т.д.
По мере автоматизации частота и вероятность положительных подкрепляющих воздействий (например, дача пищи) за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае нечеткого выполнения навыка) возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться четкого и быстрого выполнения навыка. Воздействия как направляющие, так и корректирующие производятся очень быстро и стереотипно.

На этапе окончательной автоматизации навыка значение команды (санкционирующего стимула) резко возрастает и начинает играть решающую роль в управлении поведением собаки. Это, по-видимому, происходит за счет обеднений функциональной системы, обеспечивающей навык. Обеднение функциональной системы связано с окончательным выбором собакой наиболее эффективной программы поведения, что обусловлено правильными, последовательными, стереотипными и прежде всего целенаправленными воздействиями на собаку со стороны дрессировщика. Другими словами, на стадии окончательной автоматизации навыка из структуры функциональной системы навыка, на начальном этапе его реализации, практически выпадает стадия принятия решения (стадия выработки оптимальной программы поведения). На этом этапе обучения у собаки полностью отпадает необходимость в принятии какого то ни было решения, так как лишь одна из программ поведения в процессе дрессировки всегда оказывалась высокоэффективной (то есть приводила к достижению цели и результата), а все остальные оказывались крайне неэффективными (так как либо вообще не подкреплялись дрессировщиком, либо подкреплялись отрицательными воздействиями).

2.

Для того чтобы собаки с течением времени не утратили приобретенные в период дрессировки навыки и соответствовали определенному служебному назначению, их необходимо систематически тренировать.

Тренировка является как бы продолжением курса дрессировки и отличается от нее лишь тем, что организуется и проводится в тех условиях местности, где собаки применяются для службы. Она направлена главным образом на закрепление и совершенствование у собак навыков, выработанных в процессе дрессировки. На тренировочных занятиях вводятся разнообразные усложнения, непосредственно вытекающие из реальной обстановки практического применения собак.

Служебных собак дрессируют, как правило, в ограниченные сроки и в однообразных условиях местности, далеко не похожих на те, в которых они применяются для службы. Поэтому в период дрессировки невозможно отработать каждый навык до уровня тех требований, которые предъявляются к собакам.

Кроме того, без систематической тренировки собак, без подкрепления условных раздражителей безусловными исчезают выработанные навыки. Особенно быстро угасают те условные рефлексы, которые являются слабыми, недостаточно закрепленными. В результате хорошо подготовленная собака, в силу ослабления или полного угасания у нее условных реакций, становится совершенно непригодной для выполнения службы.

Наряду с этим собак тренируют для перевозки их на различных видах транспорта: железнодорожных поездах, автомобилях, катерах и т. д. Такая тренировка тоже вызывается практической необходимостью.

3.

Основные потребности собак:

- в безопасности (не только сиюминутной, но и в общем ощущении безопасности и стабильности своей жизни)
- в половом партнере, продолжении рода
- в новой информации
- в мышлении
- в общении
- в привязанности
- в ощущении собственной значимости для стаи/партнера
- в самоутверждении
- в поиске/погоне/поимке/борьбе/умервщлении/поедании добычи (в зависимости от того, насколько ярко выражен и полон комплекс охотничьего поведения у данной породы и данного ее представителя)

4.