Билет№16. Охарактеризуйте формы поведения животных. Проанализируйте основные отличия психики животных и человека.
Теперь поговорим об основных формах поведения животных.
Наиболее распространенной классификацией является следующая.
Наиболее низкая, самая простая форма - это так называемые тропизмы. Они заключаются в повороте, движении по направлению к раздражителю или от него. Следующая форма - это инстинкты, одна из наиболее важных и наиболее трудных тем в зоопсихологии. Инстинкты - это в основном врожденные формы поведения.
Затем идут навыки. Это те формы поведения, которые приобретаются в индивидуальной жизни, новые формы поведения. И, наконец, после исследований В. Кёлера выделяется разумное решение задач животными. О соотношении этих форм я потом расскажу подробнее. Пока просто назову.
Первое - это тропизмы, их еще иногда называют таксисы. Это всё греческие слова: тропос означает поворот, оборот. Отсюда литературоведческое понятие - троп. Это простой, установившийся оборот речи.
Здесь имеется в виду буквально поворот на раздражитель или от него. А таксис - это движение. Движение на раздражитель или от него. Такие реакции имеются даже у растений. Самый простой пример - листья растения поворачиваются к свету, а корни, наоборот, уходят от света. Если бы вы увидели, как прорастает картофель в подвалах, то убедились бы, что его росточки тянутся к окошку подвала, а бледные корни, наоборот, уходят в другую сторону.
Наличие сознания отличает психику человека от психики животных.
Различие психики | |
человек | животные |
Подчинение законам общественно-исторического развития | Подчинение законам биологической эволюции |
Отражение предметной действительности | Отражение обусловлено удовлетворением биологических потребностей |
Сознательная деятельность не обязательно связана с биологическими мотивами (героизм), не обязательно определяется наглядными впечатлениями, вызванными средой, может осуществляться опосредованно; знания и умения формируются путем усвоения общечеловеческого опыта в процессе обучения | Активность, не выходящая за пределы инстинктивной деятельности |
4. Труд связывает человека с природой, это процесс воздействия на нее. Для трудовой деятельности характерно:
5. 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
6. 2) подчиненность труда представлению о продукте — трудовой цели, которая, как закон, определяет характер и способ трудовых действий;
7. 3) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
8. 4) направленность труда на преобразование внешнего мира.
9. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка и общественно-исторических отношений между людьми.
10. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические» — специфически человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
11. Но психика человека это не только сознание, но и бессознательное. Человек включен в мир, является его частью. Нельзя понять индивида, не рассматривая окружающую среду. Человек не наблюдатель, он в мире живет. Природа, общество, культура — вот три сферы его обитания.