Задание 33. Прочитайте текст (начало рассказа В.Токаревой «Закон сохранения») и проанализируйте его.
Первый раз Семечкин появился год назад в отделе кадров.
- Здравствуйте, - вежливо поздоровался он. - Моя фамилия Семечкин, зовут Георгий Николаевич. Вообще я русский, но долгое время жил в Грузии, как Маяковский. Вот тут все написано.
Он протянул свою автобиографию, сел на стул и приготовился ждать.
Заведующая отделом кадров Елена Ивановна взяла автобиографию и начала читать.
- При чем здесь собака? - удивилась Елена Ивановна. - Это автобиография, документ, а не художественное произведение.
- Вы помните, как Маркс начал "Манифест"? "Призрак бродит по Европе..." А ведь "Манифест" - это тоже документ. - Семечкин поднял палец.
Елена Ивановна внимательно посмотрела на палец и сказала:
- Заполните анкету.
- Не надо, я сам составил.
Семечкин вытащил из кармана листок. Листок был вырван из школьной тетради в косую линейку и заполнен с одной только стороны.
- И все? - удивилась Елена Ивановна.
- Конечно, - удивился Семечкин, - здесь все написано.
- Надо указать, имеете ли вы правительственные награды, есть ли у вас родственники за границей.
- А какое это имеет значение для той работы, которую я буду выполнять? Я написал только то, что важно: сколько мне лет - возраст определяет; какое у меня образование - это тоже иногда имеет значение...
- Знаете что, не заводите своих порядков. Заполните анкету и напишите заявление.
- А о чем заявление?
- О том, что просите принять вас на работу.
- Странно, зачем столько бумаг? Раз я поступаю на работу, то, естественно, меня не приволокли - я сам пришел.
- Вот вам бумага, сядьте и напишите. Без заявления нельзя.
Семечкин вздохнул и нарисовал на листке стол, а за столом круглоголового человечка. Вокруг головы человечка он начертал нимб, а вокруг нимба сияние.
- А как писать?
- На имя Вахлакова.
"На имя Вахлакова", - написал Семечкин.
- Адрес укажите.
- Чей?
- Ваш.
- Зачем? Разве мне Вахлаков напишет письмо?
"Идиот", - подумала Елена Ивановна, а вслух спросила:
- Вы где раньше работали?
- В Госконцерте.
- А что вы там делали?
- Фокусы показывал. Это такая скука, я даже начал пить.
- Пишите заявление.
- Ага... - Семечкин погрыз ручку с другого конца и стал писать.
Он написал очень быстро, потом прочитал написанное и отдал Елене Ивановне.
- По-моему, хорошо, - с удовлетворением сказал он.
Елена Ивановна прочитала заявление сначала один раз, потом другой.
- Слушайте, - сказала она, - Семечкин!
- Можете звать меня по имени, мне это приятнее...
- Слушайте, Георгий Николаевич!
- Гия.
- ...Ваша работа называется редактор-организатор, а не "золотая рыбка". Какая еще рыбка?
- Вахлаков пообещал мне свободную инициативу, - гордо сказал Гия. – Хотите новое корыто, хотите новую избу, а хотите быть вольною царицей?
- Хочу мешок луковой шелухи, - сказала Елена Ивановна, подумав.
- Зачем?
- Яблони на даче опрыскивать.
- Зайдите ко мне через неделю во вторник. Пятый этаж, комната 88, будет вам мешок луковой шелухи.
А. Проанализируйте коммуникативную ситуацию. Определите:
1) тип взаимоотношений партнеров по коммуникации, требуемый в данной ситуации;
2) ролевые позиции коммуникантов;
3) требуемый стиль речи;
4) требуемые жанры.