В-69. Порядок составления проекта бюджета

Составление проекта бюджета начинается с бюджетного посла­ния Президента РФ Федеральному Собранию РФ,которое должно быть направлено не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В этом послании определяются основные направ­ления бюджетной политики, первоочередные задачи в области доходов и расходов, управления государственным долгом, совершенствования управления государственными финансами и др. Сразу после бюджет­ного послания Президента РФ Правительство РФ, органы исполни­тельной власти субъектов РФ и местного самоуправления приступают к составлению проектов бюджетов. Непосредственно проекты бюджетов разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Проект федерального бюджета и про­екты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года— очередной финансовый год и пла­новый период. Очередной финансовый год является годом, следующим за текущим финансовым годом, а плановый период — два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.

Проекты бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут со­ставляться как на один год (очередной финансовый год), так и на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Составление проекта бюджета основывается на бюджетном по­слании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

В проекте закона (решении) о бюджете должны содержаться его основные характеристики, к которым относятся общий объем дохо­дов, общий объем расходов и дефицит (профицит) бюджета, а также нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законода­тельством. Законом (решением) о бюджете должны быть установлены:

- перечень главных администраторов доходов бюджета и источников финансирова­ния дефицита бюджета;

- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подраз­делам, целевым статьям и видам расходов;

- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на ис­полнение публичных нормативных обязательств;

- источники финансирования дефицита бюджета;

- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюд­жетов и предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

- верхний предел государственного (муниципального) внутрен­него долга и государственного внешнего долга по состоянию на 1 ян­варя года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете составля­ются для представления в законодательный (представительный) орган:

■ основные направления бюджетной и налоговой политики;

■ предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории;

■ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

■ прогноз основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период;

■ пояснительная записка к проекту бюджета;

■ методики (проекты методик) и расчеты распределения меж­бюджетных трансфертов;

■ проект программы предоставления бюджетных кредитов;

■ проект программы внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

■ проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

■ проект программы государственных (муниципальных) гаран­тий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плано­вый период) и другие документы и материалы, предусмотренные БК РФ.

Внесение Минфином России проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъек­тов РФ вносят на рассмотрение законодательного (представительно­го) органа проекты законов о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в срок не позднее 1 ноября текущего года. Местные администрации муниципальных образований вносят проект решения о местном бюджете на рассмотрение представительного органа муни­ципального образования не позднее 15 ноября текущего года.

 

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.


 

РАЗНОЕ

Для справки:

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов БС РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в БС РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет органов Федерального казначейства, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов органов Федерального казначейства, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

По запросу финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета БС РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

 

ВИДЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Расходы бюджетов осуществляются в виде бюджетных ассиг­нований,которые представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюджетным ассигнованиям отнесены ассигнования на следующие нужды.

1. Оказание государственных (муниципальных) услуг (выпол­нение работ).В них входят ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Бюджет­ные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг включают в себя ассигнования на обеспечение выполнения функций ка­зенных учреждений, предоставление субсидий автономным учреждениям и некоммерческим организациям, закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, осуществление бюджетных инвестиций в объекты государствен­ной (муниципальной) собственности (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), осуществление закупки товаров в государственный материальный резерв и др. Так, для обе­спечения выполнения функций казенных учреждений ассигнования на­правляются на оплату труда работников и иных выплат в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами) и законодатель­ством РФ, а также на оплату поставок товаров, работ, оказания услуг, уплату налогов, сборов, возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Социальное обеспечение населения.К бюджетным ассигнова­ниям на социальное обеспечение населения относятся ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам, которые могут осущест­вляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нор­мативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому обя­зательству в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Бюджетные инвестиции— это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение стоимости государственного (муниципально­го) имущества. Их предоставление влечет возникновение права государ­ственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц, которое оформля­ется договором в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с рос­сийским законодательством. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению, утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных средств. В то же время ст. 79 БК РФ предусматривает возможность выделения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального стро­ительства государственной и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства, которые могут осущест­вляться на основе концессионных соглашений.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных или муниципальных учреждений), индивиду­альным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.Данные субсидии предоставляются из средств соответствующего бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе и целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с про­изводством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, инди­видуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия, порядок их предоставления и порядок возврата субсидий в случае на­рушения условий, установленных при их предоставлении.

В бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Автономным учреждениемпризнается некоммер­ческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, органов местного само­управления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спор­та. Помимо них в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Объем и порядок предоставления указанных субсидий устанавливается со­ответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государствен­ных корпораций и государственных компаний.

Предоставление межбюджетных трансфертов. Межбюджет­ные трансферты— это средства, предоставляемые одним бюджетомбюджетной системы РФ другому бюджету и выступающие в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Предоставление платежей, взносов, безвозмездных пере­числений субъектам международного права.Осуществление данных платежей и взносов производится в соответствии с международным до­говором, заключенным РФ, в том числе связанным с оплатой взносов в связи с участием России в деятельности между­народных организаций, международных конференций или с иными международными обязательствами (например, добровольное оказание финансовой или иной материальной помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий). Объем и цели этих средств определяются в федеральном законе о федеральном бюджете.

Обслуживание государственного (муниципального) долга.Под обслуживанием государственного (муниципального) долга пони­маются операции по выплате доходов по государственным и муници­пальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Исполнение судебных актов по искамк РФ, субъекта РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, при­чиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюд­жетной системы РФ производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительных листов, судебных приказов) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными рос­сийским законодательством требованиями к оформлению документов, соблюдению сроков их предъявления и т.п.

Бюджетное законодательство устанавливает особый порядок фи­нансирования новых видов расходов, не предусмотренных бюджетом. Если принимается федеральный закон либо другой нормативный право­вой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по су­ществующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, данный нормативный право­вой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной систе­мы РФ. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года. Вклю­чение соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году допускается после внесения изменений в закон (решение) о бюджете при наличии источников до­полнительных поступлений в бюджет или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Феде­рации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного и соответствии с граждан­ским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных 1>К РФ и иными нормативными актами бюджетного законодательства, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые пред­усмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Предоставление бюджетного кредита субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу осуществляется при отсутствии у них просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц также и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ. При этом бюджетные кредиты российским и иностран­ным юридическим лицам могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструкту­ризации задолженности по ранее полученным кредитам.

Одним из обязательных условий бюджетного кредита является предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязатель­ства по возврату указанного кредита (государственные и муниципаль­ные гарантии, банковские гарантии, поручительства, залог имущества). Однако данное требование не применяется в случаях, когда заемщиком является РФ, субъект РФ и муниципальное образование. Срок предо­ставления бюджетных кредитов для субъектов РФ из федерального бюджета установлен до трех лет, кроме случаев предоставления бюд­жетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов. Местным бюджетам из средств бюджета субъекта РФ бюд­жетные кредиты предоставляются также на срок до трех лет.

Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федераль­ного бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для его финансового обеспечения.

Нефтегазовый трансферт— это часть средств федерального бюд­жета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда РФ. При этом величина нефтегазового трансферта ут­верждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год и указанного в дан­ном федеральном законе ВВП. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния.

Резервный фонд РФ формируется за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового транс­ферта при условии, что накопленный объем фонда не превышает его нор­мативной величины и доходов от управления средствами фонда3. Норма­тивная величина Резервного фонда РФ устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого ВВП на соответствующий финансовый

год. Этим же законом может быть предусмотрено использование средств фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. При этом Минфину России предоставлено право в ходе исполнения федерального бюджета использовать средства Резервного фонда РФ на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недоста­точности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерально­го бюджета. Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в этом случае не требуется. Однако данное право Минфина России в настоящее время приостановлено.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбаланси­рованности (покрытия дефицита) бюджета ПФР. Формируется данный фонд за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержден­ный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового транс­ферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда РФ достигает или превышает его нормативную величину, а также доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния. В соот­ветствии со ст. 4 Федерального закона от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержанию финансовой системы Рос­сийской Федерации» средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены в государственной корпорации « Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. на общую сумму не более 450 млрд руб. по ставке 7% годовых в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. При управлении средствами фондов в указанных целях допускается возможность получения отрицательных финансовых ре­зультатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда РФ могут осуществляться Банком России, а Фонда национального бла­госостояния — Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорам и, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ.

Средства Резервного фонда РФ могут размещаться в иностранной валюте и следующих видах финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

■ долговые обязательства иностранных государств, государствен­ных агентств и центральных банков;

■ долговые обязательства международных финансовых органи­заций в виде ценных бумаг;

■ депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках, кредитных организациях1 и в Банке России.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены в иностранную валюту и финансовые активы, к которым отнесены:

■ долговые обязательства иностранных государств, центральных банков, международных финансовых организаций (в том числе оформ­ленные ценными бумагами);

■ депозиты и остатки на банковских счетах в кредитных орга­низациях, а также в государственной корпорации «Внешэкономбанк»;

■ депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России;

■ долговые обязательства и акции юридических лиц;

■ паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Все средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния ак­кумулируются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Банке России. Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, а так­же со средствами фондов отражаются в отчете об исполнении феде­рального бюджета. Минфин России ежемесячно публикует сведения о поступлениях и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда РФ и Фонда националь­ного благосостояния начало отчетного месяца, а также информацию о зачислении средств в указанные фонды, их размещении и использо­вании в отчетном месяце.

 

В целях преодоления дефицита бюджета и обеспечения сбалансированности федерального бюджета в его структуре образуются Резерв­ный фонд РФи Фонд национального благососто­яния.Их формирование осуществляется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые состоят из поступлений от уплаты:

■ налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

■ вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

■ вывозных таможенных пошлин на газ природный;

■ вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.