Братства и их роль в развитии национальной культуры

После полонизации значительной части славянских земель, украинская культура оказалась перед угрозой полного уничтожения. Поэтому необходимо было объединить усилия, чтобы противостоять всем негативным угрозам. Наряду с вооруженными выступлениями, широко развернулась идеологическая борьба, которая пронизывала все культур-ную жизнь Украины этого периода. Важную роль в этих процессах играла деятельность братств, которые оберегали традиции древнерусской куль-туры, язык и веру.

Историки предполагают, что братства возникли еще во времена средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы и книги. Это были организованные общества, в которых предусма-тривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только самый достойный его член. Братства проводили обязатель-ные ежеме-сячные сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое значение братства предавали воспитанию и формиро-ванию моральных качеств.

Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим, честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому братства быстро завоевали уважение и популярность в народе. Они заботились о вдовах и сиротах, поддерживали больницы и предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против национальных и религиозных ограничений украинцев, против антиморальной жизни духовенства. Однако ситуация в Украине после Люблянской унии 1569 г. и Брестской унии 1596 г. породила новую форму братской деятельности. Их первоочередной задачей стала защита украинского православия. Они взаимодействовали между собой и рас-пространяли необходимую литературу. Постепенно братская органи-зация приобрела «всесословный» характера. Имея в своем составе родовитых и состоятельных людей, братства набирали политический вес.

В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке, Киеве и др. В 1586 г. Львовское братство открыло первую школу, где изучали поэтику, риторику, основы философии, славянский, греческий языки. Помимо литературной образованности ученики получали знания по математике, астрономии, музыке. Очень высокие требования предъяв-лялись к учителям-дидаскалам, которые должны были представлять собой образец добродетелей. Главной задачей школы было подготовить новых духовников, учителей и писателей, которые словом и делом могли послужить обществу.

Культурно-образовательное и общественно-политическое братское движение постепенно распространилось с запада на восток. В начале XVII в. культурной столицей стал Киев, куда перебралась значительная часть активных деятелей украинского братского движения.

В Киевской братской школе учились представители фактически всех сословий: мещане, казаки, мелкая шляхта, низшее духовенство. Дети из бедных семей и сироты учились бесплатно за счет добровольных пожертвований. Заимствуя такие элементы западноевропейской системы образования как диспуты, декламации, представления на библейские сюжеты, учителя старались сохранить свою национальную специфику.

Распространение школ и книгопечатания активизировало нацио-нальное самосознание украинцев. Сотни братчиков становились стран-ствующими учителями. Кроме знаний, они несли чувство собственного достоинства и непримиримость в борьбе. С возрастающей решитель-ностью сопротивлялись польским религиозным традициям.

Деятельность братств и братских школ позволило украинскому наро-ду, сохранить свои исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства. Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы Украины.