Краткие заметки о материалах иконописи

Составил: Трускалов Виктор Юрьевич.

Редактор: Протоиерей Виталий Шумилов

Доска: В древности в виде заготовки применяли колотые доски, которые впоследствии не трескались и не коробились. Ствол дерева всегда раскалывается в местах наименьшего сопротивления, тем самым выявляются скрытые слабые места. Затем колотые доски заменили пилеными, а в последнее время используются доски из фанеры. Доска для иконы должна быть изготовлена из высушенного дерева с влажностью не более 15%, без сучков, изъянов, чистая и ровная.

Существуют разные виды сборки щита для доски. Классическим принципом является набор щита из досок сечением 1/3 с расположением годичных колец «чашкой вверх». Такая доска из за своей толщины имеет сильное напряжение и со временем деформируется в дугу.

В промышленности существуют разные методы сборки досок в щит, например на шкант или гребенкой, которые ни в коем случае нельзя применять при изготовлении доски под икону. Потому что тонкие места доски скоро дадут трещину и коробление.

Доски следует склеивать ровными торцами, для этого используется столярный клей или казеиновый клеи. В современной практике применяется поливинилацетатные суперклеи: ПВА Момент или KLEBIT с отвердителем.

Паволока: Лучшей для армирования грунта является льняная ткань «серпянка». Другими более слабыми материалами являются хлопковые ткани, в частности марля. Ни в коем случае нельзя использовать синтетику. Потому что доска, паволока, грунт и красочный слой должны примерно одинаково реагировать на изменение температуры и влажности окружающей среды. Льняная паволока хороша тем, что со временем при отставании от доски она крепко держит на себе грунт с красочным слоем. Хлопковая ткань в этом случае отделяется от грунта, а марля вовсе отпадает и все слои с нее осыпаются.

Клеи: Клеи имеют множество разновидностей. В иконописном деле используются клеи животного происхождения, так называемая коллагеновая группа клеев. В нее входят: рыбий клей, мездровый, казеиновый, столярный, желатин и т.д.

В современной практике иконописцы стали использовать ПВА для наклейвания паволоки. Данный клей недолговечен и со временем дает сильную усадку и растрескивается.

Грунт под живопись левкас: Для наклеивания паволоки и приготовления левкаса чаще всего используется один из трех видов клея: осетровый, мездровый или желатин. Осетровый является самым дорогим. В основном используется желатин. В качестве наполнителя применяется мел, мелово гипсовые или мелово фарфоровые смеси. В качестве пластификаторов традиционно использовались мед, олифа, льняное масло, глицерин. Все эти вещества имеют свои положительные особенности, а так же недостатки.

В настоящей практике технологов в качестве грунта под иконопись используются акриловые сухие смеси или грунтовки, а в качестве пластификаторов формалин, акриловые или силиконовые жидкости. Долговечность данных материалов не проверена временем, но главное, что свойства грунта создает свои условия для техники исполнения живописи, сужая при этом ряд живописных приемов. Что сильно упрощает произведение.

Краски:

Связующее: Использование натуральной темперы в иконописи первостепенно важно, потому как она дает широкий спектр технических приемов в живописи. К примеру, темпера дает возможность лессировать почти любым цветом. Моментальное высыхание слоев дает возможность писать лессировками сразу. Такой возможности нет у масляной краски. К тому же, темпера может дать более иллюзорный эффект глубины красочного слоя.

Эмульсии для темперы разделяются на две большие группы: натуральные – молоко, желток яйца, сок фигового дерева и т.д. И искусственные: яично- и желтково- масляные, желтково-лаковые и казеиново-масляные.

Пигменты: Вещества способные передать собственный цвет, они бывают минеральными, химическими и органическими.

Наиболее стойкими пигментами являются минералы класса оксидов и гидрооксидов железа: гематит, гётит, магнетит, а так же их производные: охры, умбры, мумии. Устойчив и класс силикатов: глауконит, лазурит, волконскоит и хлориты. Эти пигменты не выгорают, не реагируют на слабые щелочи и кислоты, и без ограничений смешиваются со всеми другими пигмента.

Химические пигменты являются более устойчивыми нежели минеральные, но их частицы не имеют кристаллической структуры и не создают светоотразимого красочного слоя, так необходимого в иконописи.

В современной иконописи часто используются акриловые, поливинилоацетатные и другие краски. Живопись данными красками не только не долговечна, но и по техническим параметрам исполнения далека от уровня древней иконописи. Акриловой краской невозможно достичь мягкости и иллюзорной глубины структуры красочного слоя, которую дает желтковая темпера. Акрил, резко ограничивая возможности иконописца, ведет его к модернизации и примитиву, лишает его культуры исполнительского мастерства.

Из современных материалов надежными признаны силикатные краски, рецептура которых имеет древние корни, но доведена до совершенства только в 20 веке. Это пример осмысления технологами рецептов и доработки их до высокого уровня с помощью современных технологий.

Защитное покрытие живописи: В наше время олифами называют масла прошедшие специальную обработку и при высыхании способные создавать прозрачную твердую пленку. Масляно-смоляными лаками называют растворы смол в очищенных высыхающих маслах. В зависимости от соотношения масла и смолы, лаки подразделяются на жирные, полужирные и тощие.

Русские художники иконописцы, судя по дошедшим до нас письменным источникам, все покрывные олифы и масляные лаки называли одинаково олифами.

Возникает вопрос, почему бы не покрывать икону сразу одним лаком? Дело в том, что краски, приготовленные на желтке, не выдерживают лакового покрытия и начинают белеть. На поверхности возникают пятна похожие на плесень. Оптичность красочного слоя совершенно портится.

Дело в том, что органика темперной краски благополучно консервируется при пропитке олифой. А лак создает только пленку на поверхности, в результате получается парниковый эффект и органические выделения создают бледные пятна под слоем лака. Исправить это не повредив живописного слоя уже невозможно.

Из теории высыхания масел известно, что натуральная льняная олифа в силу своей эластичности более долговечна в сравнении с лаками. К примеру, Леонардо Да Винчи покрывал живопись олифой из масла грецкого ореха.

В современной практике иконописцы в олифу добавляют алкидные, полиуретановые или пентафталевые лаки для ускорения процесса загустевания олифы. В древности в качестве сиккатива в олифу добавлялся оксид свинца и немного смолы янтаря. Более качественным сиккативом является оксид кобальта.