Проблемы типологии и жанрообразования PR-текстов
С.С. Шляхова приводит 8 факторов, формирующих PR-текст:
1) направленность коммуникативных потоков – внешние и внутренние PR-тексты;
2) среда функционирования – внутрикультурные и межкультурные тексты;
3) характер информации – опративно-информационные и имиджевые;
4) характер образности – художественные и нехудожественные тексты;
5) характер воздействия – убеждающие, внушающие (суггестивные) и смешанные;
6) характер кодирования – вербальные и креолизовнные (смешанные);
7) тип адресата – ориентированные и неориентированные;
8) носитель – электронные и печатные.
Понятие «типологии» мы связываем с ситуацией необходимости расчленения систем объектов и их группировки с помощью обобщенной модели или типа. «Тип» для нас — это разновидность, форма, модель, которая характерна для конкретной группы предметов. Типология PR-текстов производится нами по функциональным и структурным признакам, разделение по определенным жанровым группам:
По степени эксплицитности (выраженности) дифференциальных признаков:
• Базисные — имеющие все признаки и характеристики феномена PR-текста; по признаку первичности они делятся на первичные и вторичные: первичные участвуют в PR-коммуникации в своем первичном виде, а вторичные или медиатексты представлены в СМИ в уже обработанном виде, создаются журналистами и сотрудниками PR-структур на основе первичных текстов;
• по признаку сложности могут быть простыми и сложными.
• Смежные тексты — имеющие слабо выраженные характеристики PR текстов, связано это может быть с неполнотой функций или паблицитности. Это разнородные явления — минитексты, резюме, пресс-ревю.
по принципу функционирования:
? Простой PR-текст — конкретный текст, то есть определенная, отличная от других текстовых форм данность, существующая и функционирующая в пространстве PR-коммуникаций, как самостоятельная и самодостаточная текстовая единица. Например: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, факт-лист, биография, лист вопросов и ответов, байлайнер, письмо, поздравление, заявление для СМИ.
? Сложный PR-текст — комбинированный макротекст, представляющий собой «набор» первичных простых PR- текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом). Например: пресс-кит, проспект или брошюра, буклет, ньюслеттер, листовка.
Следующая предлагаемая нами классификация осуществляется по двум признакам: адресности и способу доставки до общественности. Менеджер PR должен работать не с массовой аудиторией, а со специализированной. Под последней мы понимаем следующие виды аудитории:— реальная аудитория определенного вида массовой коммуникации;
— реальная аудитория конкретного канала массовой коммуникации;
— реальная аудитория СМИ;
Итак, в зависимости от потребительской группы (адресата, участников PR- коммуникации) мы разделяем PR-тексты на предназначенные для внешней и внутренней общественности:
— для внешней общественности: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, биография, байлайнер, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, годовой отчет, проспект, буклет, ньюслеттер, листовка, пресс-ревю, годовой отчет, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори;
— для внутренней общественности: приглашение, биография, письмо, поздравление, годовой отчет, ньюслеттер, пресс-ревю.
По способу доведения до общественности мы выделяем следующие типы PR- текстов:
• Прямой доставки — из рук в руки — прямая адресная рассылка (директ-тексты) пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, биография, байлайнер, письмо избирателям, письмо акционерам, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, проспект, буклет.
• Опосредуемой доставки — через СМИ, когда PR-текст публикуется без изменений и часто является основой для журналистского текста. приглашение, факт-лист, биография, письмо избирателям, листовка, поздравление, пресс-ревю.